Пуанты, точнее - танец на пуантах (от франц. pointe - остриё, кончик), танец на кончиках пальцев при вытянутом подъёме ноги; один из основных элементов классического женского танца, требующий специальной балетной обуви с твёрдым носком. Как средство образной выразительности особое распространение получил в романтическом балете.
Итальянская фамилия Тальони известна, прежде всего, как европейская балетная династия 19-го века. Внучка родоначальника – Мария (1804-1884) родилась в Стокгольме 24 апреля 1804. После дебюта Марии в Вене в 1822 г. последовали ангажементы в Германии, Италии и Франции. Мария впервые выступила в Парижской опере в 1827, но успеха добилась в 1832, когда исполнила главную партию в поставленном ее отцом балете Сильфида (музыка Жана Мадлена Шнейцхоффера).
Легенда связывает появление пуантов именно с Марией, хотя их использовали и раньше, например, Женевьева Гослен, но Тальони вкладывала в танец на пуантах другой образный смысл: партия выражалась в полетности.
Балет Сильфида стал символом Тальони и всего романтического балета. До неё хорошенькие балерины покоряли публику виртуозной техникой танца и женским обаянием. Тальони, отнюдь не красавица, создала новый тип балерины – одухотворенный и загадочный. В Сильфиде Тальони воплотила образ неземного существа, дочери воздуха.
Сильфида олицетворяет идеал, недостижимую мечту о красоте. В струящемся белом платье, взлетая в легких прыжках и замирая на кончиках пальцев, Мария первой прибегнула к техническим усовершенствованиям: Тальони стала первой балериной, последовательно использовавшей пуанты и сделавшей их неотъемлемой составляющей классического балета.
Считается, что первыми встали на пуанты не только М.Тальони, но и балерина Большого театра Е.А.Санковская (1816-1878). Балетная обувь Большого театра известна во всем мире. Пуанты имеют твердый носок и в основном изготовляются из розового атласа и закрепляются на ноге танцовщицы лентами.