I.D.Graf
Мастер
(1329)
17 лет назад
Если тебя интересуют исторические сведения, то в БСЭ приводится: "Узбеки (самоназвание — узбек) , нация в СССР, основное население Узбекской ССР. Общая численность в СССР — 9195,1 тыс. чел. (1970, перепись) , из них 7724,7 тыс. живут в Узбекской ССР (65,5% населения республики) , 665,7 тыс. — в Таджикской ССР, 216,3 тыс. — в Казахской ССР, 332,6 тыс. — в Киргизской ССР, 179,5 тыс. — в Туркменской ССР. За пределами СССР свыше 1 млн. У. живут в Северном Афганистане, около 14 тыс. — в некоторых городах западных районов КНР. Говорят на узбекском языке. Верующие У. — мусульмане-сунниты. Древними предками У. были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-масагетские племена. С рубежа н. э. начинается проникновение в Среднеазиатское междуречье отдельных групп тюркоязычных племён. Со 2-й половины 6 в. н. э. , со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата, этот процесс усилился. В последующие века основным этнокультурным процессом, который протекал на территории Среднеазиатского междуречья, было сближение и частичное слияние оседлого, ираноязычного и тюркоязычного, и кочевого, главным образом тюркоязычного, населения. С развитием феодальных отношений здесь стали формироваться две народности — таджикская и узбекская, происходило становление их языков и культуры. Ко времени вхождения Среднеазиатского междуречья в государство Караханидов (11—12 вв. ) относится завершение основного этапа этногенеза узбекской народности. Этот этноним утвердился за ней, однако, позднее, после ассимиляции в её среде дештикипчакских (см. Дешт-и-Кипчак) У. , пришедших в конце 15 — начале 16 вв. во главе с Шейбани-ханом. К началу 20 в. процесс консолидации узбекской нации не был завершен: в составе У. прослеживалось наличие 3 больших этнографических групп. Одна из них — узбекское, издавна оседлое население оазисов, у которого отсутствовало родоплеменное деление; главными занятиями были орошаемое земледелие, ремесло и торговля. Другая группа У. — потомки той части до монгольских тюркских племён Среднеазиатского междуречья и тюрко-монгольских племён времени Чингисхана, которая ещё сохраняла полукочевой быт (занимаясь преимущественно овцеводством) и родоплеменные традиции (племена карлук, барласи др.) . Большинство их сохраняло самоназвание «тюрк» . В формировании некоторых этнографических групп У. (особенно оседлой части У. Хорезма) участвовали и средневековые огузы. Третья группа состояла из потомков дештикипчакских узбекских племён 15—16 вв. Большинство этих узбекских племён носило имена народов и племён, хорошо известных в средние века (кипчак, найман, канглы, хитай, кунграт, мангыт и др.) . Переход к оседлости этих узбекских племён, начавшийся в 16—17 вв. , в основном завершился к началу 20 в. Часть их постепенно слилась с оседлым узбекским населением, большинство же сохраняло пережитки кочевого быта и родоплеменные традиции, а также особенности своих говоров. Занимались они земледелием, но в предгорной и степной зоне одним из основных занятий оставалось скотоводство с круглогодичным содержанием скота на подножном корму. Несмотря на то, что каждая из указанных групп У. имела некоторые этнографические особенности, их язык, материальная и духовная культура отличались устойчивыми чертами этнической общности, определявшими этнокультурный облик узбекской народности. Общественный строй узбекского населения среднеазиатских ханств 16—19 вв. был феодальным со значительными пережитками патриархальных отношений. В дальнейшем, в результате присоединения Средней Азии к России, у У. начали складываться капиталистические отношения, что активизировало процесс их этнического развития... " Что касается личного мнения, то можно сказать, что узбеки трудовой народ. Однако и узбеков травят сионисты-фашисты, втягивая их в большую кровавую бойню.