Повтор одного и того же слова в начале двух или нескольких соседних стихотворных строк или поэтических фраз называется анафорой (от древнегреч. anaphora — вынесение) . Реже встречается повтор слова в конце соседних стихотворных строк — эпифора (от древнегреч. epiphora — повторение) .
Замечательный пример анафоры (повтор слова «стонет» в начале пяти соседних стихов) находим в стихотворении Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» :
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, но дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Анафора в этом стихотворении — смысловой и эмоциональный эквивалент утверждения Некрасова: «Где народ, там и стон...» . Повтор слова «стонет» является одним из средств создания символического образа «скорби народной» , залившей Россию, подобно Волге во время весеннего половодья.
Разновидностью словесного повтора является рефрен (от франц. refrain — припев) — самостоятельное восклицательное или вопросительное предложение, логически не связанное с текстом строф стихотворения или глав поэмы. Рефрен (припев) — важный ритмический и стилистический прием устной народной поэзии. Именно оттуда он пришел в песенную лирику русских поэтов, в поэтические произведения, где используются выразительные средства народной поэзии. Например, в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» после первой и второй глав следует рефрен:
Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте — дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!
Повтор
— повторение одного или нескольких слов в одном предложении или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразительность текста. Повтор может подчеркивать ключевое значение того или иного слова для характеристики состояния человека или его отношения к чему-либо, эмоционально выделяя или усиливая его. Иногда повтор акцентирует в слове различные оттенки смысла.
Простой эмоциональный повтор часто использовали многие русские поэты. Например, «Но бедный, бедный мой Евгений.. ./ Увы! Его смятенный ум...» ; «Страшно, страшно поневоле / Средь неведомых равнин! » (А. С. Пушкин) ; «Да не робей за отчизну любезную.. ./ Вынес достаточно русский народ, / Вынес и эту дорогу железную — / Вынесет все, что господь ни пошлет... » (Н. А. Некрасов) .
Новые смысловые оттенки слова выявляются в более сложных случаях повтора. Например, «Дар напрасный, дар случайный, / Жизнь, зачем ты мне дана? » (А. С. Пушкин) . Здесь повтор слова «дар» подчеркивает благоговейное отношение поэта к жизни, а разные определения создают новые смысловые оттенки. В них выражено представление о «случайности» этого дара, о том, что поэт считает этот дар «напрасным» , так как не может распорядиться им, «недостоин» его
http://writerstob.narod.ru/termins/p/povtor.htm