Но наблюдения за звездным небом дали еще одно подтверждение «исключительности» числа семь. В свое время древневавилонские астрономы обнаружили, что кроме неподвижных звезд на небе видны и семь «блуждающих» светил, которые позже были названы планетами от греческого «планэтас» , которое и означает «блуждающий» . Предполагалось, что они обращаются вокруг Земли, а их расстояния до нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.
Древневавилонские астрономы считали, что каждые сутки находятся под покровительством определенной планеты, которая как бы управляет ими. Соответственно этому и получили свои названия дни недели. Затем их позаимствовали римляне, а позднее – и другие народы Западной Европы. На каменном римском календаре в верхнем ряду можно видеть изображения семи дневных покровителей.
Названия дней недели имеют астрологическое происхождение. Еще в Древнем Вавилоне сутки делились на 24 часа и каждый час находился под покровительством какойнибудь планеты. Так, первый час субботы посвящался самой далекой планете — Сатурну, второй час — Юпитеру, третий — Марсу, четвертый — Солнцу, пятый — Венере, шестой — Меркурию и седьмой — Луне. По астрологическим правилам дни получали свои имена в зависимости от того, какой планете посвящался его первый час. Поэтому суббота и получила название дня Сатурна.
Но в древности некоторые календари выглядели совсем иначе. Например, узелковый календарь персидского царя и полководца Дария Гистапа. Это был шнурок с узелками, который развязывали по одному в сутки. Такие календари еще были довольно распространены у народов Сибири в ХІХ веке и у некоторых племен Африки, в Гвинее, Полинезии в прошлом столетии. Популярными также у народов Азии, Африки и Америки были насечки на палке — деревянные календари.
В славянских языках счет дней ведется "после воскресенья". В старину славяне воскресенье называли неделей (день, когда ничего не делают) , а "воскресенье" был один раз в году — на Пасху. Во всех славянских языках название "неделя" сохранилось, кроме русского. Оно также распространилось на всю седмицу, как в старину на Руси называли семидневку. Первый день после недели — понедельник (как например, "пополудни" — "после полудня"), вторник — второй день, среда — средний день, четверг — четвертый и пятница — пятый. Суббота же происходит от древнееврейского слова «саббат» (шабаш) , что означает отдых, покой. В смысле дня недели слово «воскресенье» начали употреблять только в XVI в. в память о воскресении Христа, Слово же «неделя» сохранилось для всего семидневного периода вместо слова «седмица» .
Наши названия дней недели пришли в Древнюю Русь из Болгарии — южнославянской страны, культура которой была в то время на самом высоком уровне.
Красные дни календаря пошли от римлян, так как именно этим цветом они обозначали свои праздники.