Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Горе от ума. Что мы узнаем о доме Фамусова из первого действия? Отношения между героями

Маша Ученик (186), на голосовании 10 лет назад
Голосование за лучший ответ
Kida Michie Мыслитель (7471) 10 лет назад
Предание отождествило «дом Фамусова» с одним из московских особняков, принадлежавшим знакомой Грибоедова М. И. Римской-Корсаковой, — на Тверском бульваре против Страстного монастыря (Пушкинская площадь, дом 3; разобран в конце 1960-х годов) . В одном из ранних списков «Горя от ума» мы находим соответствующую уточняющую ремарку: «Действие в Москве в доме Фамусова на Тверской улице» (Центральный гос. театральный музей им. А. Бахрушина, № 136813). Просторный вестибюль этого здания с широкой лестницей часто воспроизводился на сцене в четвертом действии комедии Грибоедова.

Строгая композиция здания, подчеркнутая выступающим вперед фронтоном с пилястрами, дает основание отнести его к выдающимся произведениям школы архитектора М. Ф. Казакова. Оно было построено в конце XVIII века, пережило пожар Москвы в 1812 году. Арка вела в обширный — по московским обычаям — двор, который представлял собой целую усадьбу с флигелем, конюшнями, каретными сараями, помещениями для дворни. Через парадный ход с бульвара посетитель попадал в сени, из которых в бельэтаж двумя маршами разбегалась лестница, вверху окруженная балюстрадой.
Но, может быть, в представлении Грибоедова дом Фамусова был значительно скромнее («Дом невелик, так балу дать нельзя» (II, 148), — говорила Софья в ранней редакции пьесы) .

Грибоедов в своей пьесе не дает подробного описания дома Фамусова, отмечая лишь ряд характерных деталей: «Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии» (действие I); «Все двери настежь, кроме в спальню к Софии.

В перспективе раскрывается ряд освещенных комнат» (действие III); «У Фамусова в доме парадные сени; большая лестница из второго жилья (этажа. — С. Ф.) , к которой примыкают многие побочные из антресолей; внизу справа (от действующих лиц) выход на крыльцо и швейцарская ложа (каморка. — С. Ф.) ; слева, на одном же плане, комната Молчалина» (действие IV).

Кроме того, из отдельных реплик мы узнаем о том, что окна изнутри закрывались ставнями («Ну что бы ставни им отнять») , что дом делился по обычаям того времени на мужскую и женскую половины («A! знать, ко мне пошел в другую половину») , что среди прочих комнат в доме имеется кабинет Фамусова и портретная (то есть с портретами предков) , что комната Молчалина, по-видимому, очень небольшая (по определению Хлёстовой, «чуланчик») .

Все эти детали становятся более наглядными при соотнесении их с приведенным выше описанием типичного московского особняка.
Итак, все действие комедии Грибоедова происходит в одном доме (хотя и в разных его покоях).
Похожие вопросы