Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Какие существуют варианты толкования образа Кощея Бессмертного?

A-stra Гений (78534), закрыт 17 лет назад
Какая этимология его имени?
Лучший ответ
Madeleine Высший разум (131695) 17 лет назад
Символический анализ сказочно-мифологических представлений древних цивилизаций многое может открыть нам. Изучение символов – это бесконечное и притягательное путешествие во времени и пространстве.
Смерть Кощея – в яйце, где находится игла вместо естественного зародыша – того, что порождает жизнь. Желток, белок и скорлупа – 3 составляю-щих всякой вещи, три кита, на которых покоится мир – это идея, энергия и материя, из которых строится любая вещь. Не случайно различные древние культуры выбрали именно этот символ, как модель сотворения мира. В индуистской традиции Брахма рожден из яйца, в китайской – Паньгу, в славянской прародитель мира – Род, в египетской – мир рожден из яйца великого Гоготуна. Итак, вместо порождающего жизнь начала, мы видим форму – скорлупу, в которой находится игла – нечто колющее, приносящее боль. Кощей – негативные сферы человеческого сознания. Бессмертие Кощея – невозможность освободиться от своих иллюзий, от хаоса до тех пор, пока человек не осознает, что Кощей – это часть его самого и не найдет корень своего зла.
КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ (Трипетович) — сын Матери Сырой Земли, владыка темного царства, бог земледелия у племени, враждебного славянам. Он же (в более широком смысле) - славянский владыка Пекла Чернобог (у греков ему соответствуют Триптолем и Аид) . Противник Ярилы и Дажьбога, супруг Мары (Марены) . Как существо демоническое, Черный Змей в народных русских преданиях часто выступает под именем Кощея. Значение того и другого совершенно тождественно: Кощей играет ту же роль хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга: в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится Змей, а в другом - Кощей. Слово "кошь" связано также со словом "кошт" (кость) . Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево, лед и другие состояния - окостеневают. Старинное русское "кощуны творить" означает совершать действия, приличные колдунам ("кощенствовать"). Преданиям о смерти, постигающей Кощея, по-видимому, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет "Бессмертного"; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер. Растопленные весенними лучами солнца, разбитые стрелами Перуна тучи вновь собираются из восходящих на небо паров, и пораженный на смерть демон Тьмы опять возрождается и вызывает на битву своего победителя; также происходит и в природном символизме - демон зимних туманов, стужи и вьюг, погибающий при начале весны, снова оживает с окончанием летней половины года и овладевает миром. Кощей причисляется к существам бессмертным, являясь воплощением Черного Бога.
Неизвестно «точное» имя персонажа – Кощей или Кащей (в сказках можно встретить также варианты Кош, Кот, а в былине об Иване Годиновиче – царище Кощерищо) Объяснить это с помощью этимологии сложно, так как существует несколько версий происхождения слова «Кощей» («Кащей») :
1. от «кость»
2. от «касть» – сокр. от капость, пакость – мерзость, гадость, скверна, паскуда, нечистое, поганое, сор, дрянь ; (Л. М. Алексеева связала эти определяющие слова по их отнесенности к останкам умершего: кость – это сравнительно «крепкая» часть останков, касть – все остальное, гниющее)
3. от тюркского košci – «раб» , «пленник»
4. от къшь – «жребий» , «судьба»
5. от «кош» – «стан» , «поселение» (Кош – древнейшее имя Кощея – «господин» )
6. от нижнелужицкого koštlar – «заклинатель»
7. от kostь-sějь – «костосей, тот, кто сеет кости»
Поскольку среди вариантов этимологии слова «Кощей» преобладают те из них, в корне которых гласный «о» , то есть основания полагать, что имя «Кощей» имеет больше шансов оказаться первоначальным.
Остальные ответы
hapok Мастер (2389) 17 лет назад
По Белянину это повзрослевший Питер Пен, истосковавшийся по женскому теплу))))
Oleg Гуру (3525) 17 лет назад
Это биоробот созданный Третьей Завоевательной Силой, поэтому он бессмертый.
В него встроенны теизвестные на земле технологии воружения, от может разрушать психику людей, поражая их волнами очень низкой частоты. Так же он использует вербальные методы (т.е. речь) (эти технологии проникли на землю и испльзуются психиатрами и психологами, гипноз, 25 кадр и т.д.).
Его миссия не позволить землянам стаьт высокогазвитой цивилизацией, что бы Земляне не стали конкурентами во вселенной для Третьей Завоевательной Силы.
Но из-за общения психиатрами его программа немного сбиласть. Его понесло. Он стал добиваться молоденьки и красивых девушек, (стал носить доспехи, как рыцари, думал что это девушек привлекает), вспомним известную всем историю о Василисе Прекрасной. Но главная его проблема, что его конструкторы не предусмотрели этого и не сделали ему сексуальный аппарат!
Парень по имени Иван, который любил Васелису, нашел кнопру соморазрушения Кащея, и уничножил его.
Но Иван не знал всей системы, Кощей - это не один биоробот, это комплекс с центральным компьютером, который находиться на спутнике Земли - Луне. И этот комплекс восстановил Кащея занова, на Земле, используя тело бомжа Иванова Г.И. из Саратова, бывшего спившегося боксера.
Земляне! Будьте бдительны угроза все еще существует! (особенно для молоденьких красивых девушек).
Оксана Просветленный (25494) 17 лет назад
..."По поводу этого персонажа русских народных сказок много разных домыслов. Но есть и серьезные исследования. Я склоняюсь к версии, что это был вполне реальный человек. Я солидарен с историком Виктором Болдаком, который недавно опубликовал статью "Реконструкция событий политической истории восточных славян II-V веков". В этой работе автор убедительно доказывает, что Кощей и все что с ним связано - это воспоминание славян о реальных событиях, которые происходили почти две тысячи лет назад.
В начале II в. н. э. для славян, живущих по Днепру, наступил "золотой век". С кочевниками сарматами был заключен мир, основанный, в частности, на многочисленных смешанных браках. Проблему пропитания в засушливые годы древние славяне, похоже, тоже решили. В это время начал функционировать торговый путь "из варяг в греки". Через волоки на территории современной Тверской области товары перемещались из бассейна Балтийского моря через притоки Невы и Западную Двину в Днепр и обратно. Открылась торговля с Римской империей. Почти триста лет практически не было войн. Люди строили деревянные дома, выращивали хлеб. Практически не было расслоения общества - князья работали в поле наравне с простыми людьми. Золота была много, но золотых украшений никто не носил, а использовали их для обмена с южными и северными соседями. В общем, реально существовала общественная идиллия, к которой вновь стало стремиться постиндустриальное общество - простая жизнь среди природы и социальное равенство. К сожалению, сегодня это только мечта, но 2000 лет назад так жили наши предки.
Однако в конце II - начале III в. н. э. в Причерноморье появились готы, переселенцы из Скандинавии, которые, я думаю, тоже через Валдай, спустились по Днепру.
Одни из них, вестготы, поселились к северу и северо-востоку от низовий Дуная и вскоре стали потрясать своими набегами земли Римской Империи, другие, остготы, поселились у берегов Азовского моря и в IV веке часто совершали грабительские морские походы по Черному морю (корабли им предоставляли греческие города в Крыму) .
В отношении остготов можно однозначно сказать, что они часто пытались нападать на славян, но в первое время без малейшего успеха, о чем единодушно говорят и готский летописец Иордан, и русский фольклор. Но потом ситуация стала меняться. На сцене появился Кощей.
- Так что, Кощей - это реальный персонаж?
- В разных письменных источниках у этого человека разные имена: Кощей, Вострогот и столетний Германарих, но это одно лицо! Он был "королем" восточных готов. Его владения располагались на территории современного Крыма и Приазовье. Это был выдающийся германский полководец. Из сообщения Иордана следует, что он был убит только на сто десятом году жизни.
Воспоминание о кровопролитной войне, которая произошла почти 2000 лет назад, и сохранилось в виде преданий о Кощее Бессмертном в русском фольклоре и о столетнем Германарихе - в германском.... "

Кощей Бессмертный был убит в 375 году после рождества Христова на 110 году жизни.
Источник: www.regions.ru/news/1998696/print/ ему даже музей сделали..
Снежная кошка™ Просветленный (27703) 17 лет назад
Кощей Бессмертный (Кащей Бессмертный) — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым (ср. «там царь Кощей над златом чахнет» А. С. Пушкина) .

Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево» ; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы) . В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя. Это слово, по наиболее распространённой этимологии, от тюркского kоšči «невольник» , которое, в свою очередь, образовано от kоš «лагерь, стоянка» ; впрочем, А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от костить 'бранить'.

Кощей, как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает не тюркизмом, а исконно славянским словом (омонимом) и связывает со словом кость

Сюжет о Кощее Бессмертном восходит к мифологическому мотиву о Змее, хтоническому существу, хранителю Мирового яйца. Первый культурный герой убивает Змея. Смерть Змея значит конец первозданному хаосу и начало организованного космоса. Пока Змей жив, космос находится до времени в свёрнутом виде в яйце, подобно зародышу. Отголоском таких мифологических представлений можно встретить в тексте, записанном Пушкиным, А. С. , где Царь Кощей Бессмертный не хотел выдавать свою дочь замуж, пока сам будет жить. Дочь желает смерти Кощея. Выпытывает у него о местонахождении кощеевой смерти. После ряда вопросов и ответов, дочь Кощея Бессмертного узнаёт о месте, где спрятана смерть. Местонахождение яйца со смертью Кощея в сундуке на дубе и в утке, лишний раз доказывает, что архетип Кощея является Змей связанный с Мировым древом, у которого находится Мировое яйцо, снесёное уткой.

Обратимся к словарям:
КОЩЕЙ (Ожег. ) - ,-я, м. 1. В русских сказках: худой и злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия. К. Бессмертный, 2. перен. О тощем и высоком человеке, чаще старике, а также о скряге (разг. неодобр.) .
КОЩЕЙ (Ушак. ) - (или кащей) , кощея, м. (казак. - бедняк) . 1. (К прописное) . В народных русских сказках - мифическое существо: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой. Кощей бессмертный. 2. Исхудалый, тощий и высокий старик (разг.) . 3. Скупец, скряга (разг.) .

Тверская область будет привлекать туристов как родина Кощея Бессмертного. Согласно легенде, сказочный персонаж обитал в Старицких пещерах. Именно там местный сапожник однажды повстречал чудище с горящими глазами, каким и предстает в русских сказках Кощей Бессмертный. А старуха с клюкой, изображенная на гербе древнего города Старицы, по мнению ряда краеведов, и есть та самая Баба-Яга, которая помогала Ивану Царевичу победить Кощея.

Старицкие пещеры планируется открыть для посещения туристов. Это бывшие каменоломни, где добывался известняк, из которого построены многие древние храмы Белокаменной, а также Тверской, Московской и ряда других областей. Протяженность пещер составляет более 30 км.
MiyukinomiyaМыслитель (6757) 17 лет назад
"...автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы)." Вот это место объясните, плиз, подробней. Что сие значит???
Gosha Petit-Jean Гуру (3914) 7 лет назад
Вся жизненная сила Кощея была сосредоточена в некоем Яйце, которое по легенде создал Род в начале сотворения мира. Очевидно это то самое Яйцо, о котором говорят многие эзотерические тексты ранних агностиков, алхимиков, каббалистов, теософов. Это Яйцо – символ первозданной творящей энергии, аллегория изначального сотворяющего импульса, исторгнутого, как говорят масоны, Великим Архитектором Вселенной. И если сила Кощея заключена в этом яйце, то логично предположить, что именно в этом персонаже наши далекие предки заключили образ темной стороны человеческой натуры – изначальной, бессмертной и непобедимой. Ведь Кощея Бессмертного никто так и не смог одолеть именно потому, что для этого нужно было бы уничтожить Яйцо, являющееся сутью мироздания. Лишь в поздних легендах – сказках – Кощей несколько раз погибает. Это происходит потому, что ко времени появления этих сказок наши предки уже утратили истинный смысл этого непростого и многопланового мифологического образа.
Похожие вопросы