Judex
Мудрец
(17118)
10 лет назад
М. А. Бакунин пропагандировал анархистско-бунтарское направление. Необходимо было уничтожить государство как таковое. Он видел становление социализма только через революцию, мечтая построить федерацию свободных самоуправляющихся общин, это, прежде всего вопрос о самоуправлении народа, идущего снизу вверх. Свобода личности при этом преподносится как приоритетная концепция. В ее основы входит принцип равенства, справедливости, солидарности. Он считал, что политическая власть не может сосуществовать со свободой. Поэтому все властное, все построенное на принуждении должно безоговорочно отвергаться. Всякое государство по условиям и цели своего существования составляет диаметральную противоположность человеческой справедливости, свободе и нравственности. И поэтому нет большой разницы между полуварварской всероссийской империей и самым цивилизованным государством Европы.
П. Л. Лавров развивал пропагандистское направление. Его идея основывалась на крестьянской революции, так же было необратимо участие интеллигентов-революционеров как катализатор, без которой революция была невозможна. В этом были схожи взгляды с Бакуниным, но Лавров был убежден, что потребуется время для того, чтобы интеллигенция смогла найти общий язык с крестьянством, а крестьянство в свою очередь за этот период станет более образованным и осознает идеи революции - время напряженной пропагандистской работы.
Сподвижники Лаврова так же шли в народ. Активно вели пропаганду в деревнях. Старались быть ближе к крестьянам, переезжали жить в деревни, работали там врачами, учителями или сезонными рабочими. Наиболее активная работа по пропаганде идей велась в Поволжье. Исторически сложилось, что на этой территории народ был издавна склонен к свободе. Немаловажную роль в этом сыграло влияние на местное население восстания Разина и Пугачева.
Но вскоре пришло сильное разочарование. Проделанная работа не приносила свои долгожданные плоды. Понеся большие потери, Лавров так же, как и многие народники - пропагандисты 70-х годов, пришел к общей тенденции на тот момент, революционного заговора и индивидуального террора.
П. Н. Ткачев пропагандировал заговорщическое и террористическое направление. Идеи в чем-то сходились с Лавровым, он так же полагал, что крестьянство не достаточно образованно, чтобы соединится с интеллигенцией в едином порыве революции. За короткие сроки поднять крестьянство на сознательное движение к освобождению невозможно. Идея Ткачева заключалась в следующем - революцию должна провести интеллигенция, захватив тем самым власть и с верху проводить необходимые реформы и преобразования. Он считал, что связь между монархом и народом утеряна, и достаточно свергнуть верховную власть, для решения всех проблем.
Отличало Ткачева от Бакунина и Лаврова то, что они на первое место ставили экономический переворот, а он политический. Ткачев считал, что итогом революции будет установление диктатуры заговорщического меньшинства, а не диктатура революционного класса. У этого образованного во всех аспектах меньшинства были преимущества перед трудящимся классом.
Таким образом, революционная концепция Ткачева сводится к следующему: во-первых, признание заговорщической организации революционного меньшинства; во-вторых, необходимость захвата этим меньшинством государственной власти в целях перестройки жизни на новых, социалистических началах, и, в-третьих, признание диктатуры революционного меньшинства.
параня чучхе
Ученик
(223)
7 лет назад
Все трое хотели сменить государственный строй в России, причём насильственным революционным путём. Но все они по разному видели, как русский народ можно привести к такой революции. В этом (кроме биографии) их различия.
Михаил Александрович Бакунин ратовал за стихийный народный бунт, практически пугачёвщину, в результате которого сам как скала из вулканической лавы должен возникнуть новый государственный строй, справедливый, как созданный самим народом. М. А. Бакунин написал труды, которые стали основой русского анархизма. Он, видимо, забыл, что в истории было много примеров народных бунтов против монархов, но они приводили в основном лишь к воцарению новых монархов, обычно из числа руководителей восстания. Так было начиная с выступления Шуррумкена в древнем Шумере до самого восстания Емельяна Пугачёва, ведь его лидер с самого начала называл себя царём.
По мнения Петра Лавровича Лаврова народ нужно долго готовить к революции. Это должно сделать меньшинство, «критически мыслящие личности». Они должны рассказать народу, какую силу он составляет, а главное, показать народу его собственные интересы. В этой идее, видимо, и заключалась ошибка. Получалось, эти «критические мыслящие люди» должны были показать народу, что до сих пор он был глуп, потому что своих интересов не видел. Человеку вообще сложно признать, что он глуп. На основе идей именно П. Л. Лаврова начались знаменитые «хождения в народ», когда молодые люди как раз и пытались что-то объяснить крестьянам. «Хождения» закончились провалом: крестьяне не захотели признавать себя дураками. Но также от идей П. Л. Лаврова пошло убеждение, что некая политическая сила знает интересы народа изначально, просто в силу своей мудрости. Именно эту идею позже использовали коммунисты, навешивая на всех своих противников ярлык «антинародных» движений.
Для Петра Никитича Ткачёва народный бунт не был необходим. Он считал, что государственный строй может сменить небольшая группа решительно настроенных верных идее людей, которые ради пользы дела должны соблюдать строгие правила конспирации и подчиняться железной дисциплине. В начале следует расшатать строй существующий, убив видных его деятелей. Именно П. Н. Ткачёв стал идеологом индивидуального террора, который проводился вплоть до революции 1917 года, но в итоге решающую роль в смене государственного строя сыграл не он.
помогите очень надо!