ЭЛКА
Мудрец
(17226)
17 лет назад
она была изобретена петербургским мастером, чехом по национальности, Франтишеком Киршником в 1780 году. До этого считалось, что инструмент с новым звукоизвлечением впервые появился в Европе. Однако на самом деле в Европе гармонь появилась лишь спустя 40 лет.
Первая модель русской гармоники, конечно, не сохранилась. Но здесь в музее вы сможете увидеть её воссозданную модель - небольшой инструмент, на котором одной рукой музыкант должен был нажимать на клавиши, а другой - поднимать и опускать мех. Такая гармонь не похожа на привычные для нас баяны и аккордеоны.
Так сложилось, что после изобретения гармони на Руси про нее забыли на долгие годы. И только после того как в странах Западной Европы было налажено массовое производство этих чудо-инструментов, гармонь вновь появилась в России.
Традиционные в нашем понимании инструменты возникли в ХIХ веке. Их разнообразие поражает даже специалистов. Каждая губерния имела свою модель. Зачастую делали инструменты кустарным способом, а потому в производстве использовали то, что было под рукой. Так, в Туле, например, для изготовления язычков инструмента применяли металл, оставшийся от производства самоваров.
На основе русской гармони возникли фисгармония, баян, концертино, бандонеон, губная гармошка. В музее можно увидеть и знаменитую "черепашку" (миниатюрную гармошку, на которых играли, зажав ее в ладонях), и различные баяны, и аккордеоны, и даже механическую гармонику с пневмоническим устройством.
Музей русской гармоники, который расположился в центре Москвы на 2-й Тверской-Ямской улице.
В мире всего четыре музея гармоник - в Германии, Италии, США и в России. Столь редким собранием Москва обязана заслуженному деятелю искусств РФ, доктору искусствоведения, писателю и пианисту Альфреду Миреку. Этот удивительный человек, который около 55 лет искал и собирал различные инструменты, близкие русской гармошке, создал поистине ценнейшую коллекцию и в 1997 году в честь 850-летия Москвы передал ее в дар городу.