Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоVK ComboВсе проекты

У славян их считали злыми духами, они могли насылать засуху, наводнение, мор

Снежная кошка™ Просветленный (27690), закрыт 15 лет назад
Сейчас они популярные герои многих фильмов, о ком ведется речь?
Дополнен 15 лет назад
По народным поверьям, ими становились люди, умершие "неестественной смертью" - насильственно убиенные, спившиеся пьяницы, самоубийцы и т.п., а также колдуны.
Лучший ответ
СтервоZZа Гений (83046) 15 лет назад
Вештица — персонаж южнославянской демонологии, совмещающий в себе свойства реальной женщины и демона (ср. восточнославянскую ведьму) . По сербским поверьям, вештицей становилась женщина, в которую вселился “дьявольский дух” или которая вступила в сделку с чертом, продала ему свою душу. Вештицей могла стать (по достижении зрелости) девочка, если была зачата родителями в “недобрый час”, в канун большого праздника, либо рожденная “в рубашке” особого кровавого цвета, либо появившаяся на свет в период последней лунной фазы. Болгары считали, что опасность стать Вештицей грозила женщинам, потерявшим способность к деторождению, и что вселившийся в тело пожилой женщины злой дух в виде черной с красными точками бабочки делал ее Вештицей.

Обычно Вештица выглядела как старая женщина, седая, сгорбленная, косматая, с волосатыми ногами, со сросшимися бровями, пробивающимися усиками, косоглазая или с глубоко сидящими глазами, злобным взглядом, длинным носом. Считалось, что у нее есть незаметный хвостик или крылья. Вештица могла принимать вид ночной бабочки, мотылька, черной чтицы, курицы, гуся, индюшки; могла также превратиться в жабу, кошку, собаку, волка.

Вештице приписывалась способность отбирать молоко у чужих коров, урожай с полей, мед у пчел, насылать на людей и скот порчу, болезни, вызывать засуху, град, наводнение, управлять стихиями и т. п. Она могла напустить мор на животных, разлучить супругов, поссорить людей. По болгарским поверьям, Вештица похищала месяц или сбрасывала его с неба и доила, как корову.
Еще более опасными были вампирские свойства Вештицы. Считалось, что она поедает младенцев и человеческие сердца: чудесной палочкой, прутом, веткой Вештица дотрагивается до груди спящего человека, вынимает сердце, поедает его, а тело спящего к утру срастается. Люди, сердца которых съели Вештицы, в дальнейшем неизбежно погибают (например, под упавшим деревом или от удара молнии) . Особенно часто объектами нападений Вештиц были беременные женщины и новорожденные. Вештица могла вынуть плод из материнской утробы, съесть его, пила кровь детей. О внезапно умершем, не болевшем до того ребенке говорили: “Проклятые вештицы выпили его сердце”.
От вредоносного воздействия Вештиц старались защитить себя и детей в такие дни, когда они особенно активно вредили людям: накануне дня св. Евдокии, Юрьева дня, Иванова дня (Ивана Купалы) , Страстной пятницы, на Рождество, масленицу. Чтобы не дать Вештице проникнуть в дом, втыкали на ночь нож в двери дома, натирали детям пятки чесноком, выставляли за двери метлу, перевернутую вверх прутьями, клали нож под подушку, помещали на хлев и овчарню конский или воловий череп, произносили словесные формулы-обереги: “когда пересчитаешь все травы в поле и все листья в лесу, тогда уморишь моего ребенка” или “когда пересчитаешь звезды на небе и песок на море, тогда навредишь мне и моей семье” и т. п.
В сербскохорватской традиции популярны былички о полетах Вештиц (в календарные даты их наибольшей активизации) на совместные сборища. Поздно ночью Вештицы мазали тело волшебной мазью, произносили магическое заклинание и вылетали через трубу на метле, веретене или верхом на человеке. Их полет сопровождался грохотом, свистом, а следом тянулся огненный хвост. Местами таких слетов были деревья (груша, орех, дуб) , заросли папоротника, можжевельника, перекрестки дорог, заброшенные строения. На сборищах избирали главную Вештицу, поедали сердца младенцев, намечали очередные жертвы, веселились, водили хороводы, пили из золотых кубков.
Если односельчанам удавалось распознать, кто из соседок является Вештицей, и вынудить ее дать обещание больше не причинять вреда, то она теряла свои магические способности и становилась обычной женщиной.
Остальные ответы
Валера Химченко Оракул (72406) 15 лет назад
Русалки,древнее морены, есть ещё валькирии
Виктория Марьяновская Мыслитель (9810) 15 лет назад
В некоторых мифах духи делятся на злых, вредящих человеку (демонов) и добрых, полезных для него (хранителей или помощников). Но считалось, что даже добрые духи могут причинять зло, если их рассердить, поэтому люди старались умилостивить всех духов. Духов было очень много. В лесу жил дух леса – Леший, в доме – Домовой, в воде – Водяной и Русалочка, на болоте – Кикимора.

Считалось, что люди, умершие естественной смертью, относятся к живым благосклонно. Такие духи приумножают богатство в доме, помогают прясть, заплетают коням гривы. Люди, которые умерли насильственной или иными “неестественными способами, превращались в злых духов.