Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Расскажите о японском театре и масках Но...

A-stra Гений (78543), закрыт 17 лет назад
Лучший ответ
Madeleine Высший разум (131675) 17 лет назад
Японский традиционный театр масок «НО» появился около 600 лет назад. Его основатели отец и сын Канами и Дзеами создали 1000 масок. Актеры надевали их, чтобы зритель сразу мог угадать характер персонажа.
Маски являются неотъемлемым атрибутом драмы. Отличительной чертой масок "НО" является то, что они действительно передают эмоции. Чувства радости и злобы, юмора и пафоса, выражаются едва заметным изменением наклона при приложении маски к лицу, игрой света на сцене, драматическим речитативом хора - Утаи и аккомпаниментом барабанов и флейт - Хаяси. На первый взгляд маски "НО" не передают никаких эмоций, однако, на самом деле в них заложен огромный потенциал, раскрываемый актёром на сцене.
Маски японского театра восходят к мистериям кагура, возникшим в VII веке. Исполняются кагура храмовыми жрицами на площадках перед храмами или на помостах, специально возведенных вблизи храмов. В мистериях кагура выступают и актеры. Нарядившись в маски, они шумно и весело разыгрывают сценки из жизни простолюдинов и животных.
Уже VII-VIII вв. в Японии были распространены танцевально-театральные представления. Переживает свой расцвет искусство танцевальной пантомимы гигаку — одна из разновидностей буддийской мистерии. Известны и маски буддийского театра танцевальной пантомимы бугаку (VIII-IX вв.) , которые несут печать влияния масок Цейлона.
С XVII века официальным "церемониальным театром" Японии становится театр Но. В театре Но создается совсем иная маска, которая по стилю и технике изготовления опирается на предшествующую традицию, но по сути далеко от нее отходит. Маска Но — это уже не двойник, не личина, а лицо персонажа, передающая сокровенную сущность человека в духе югэн (красоты сокровенного) . Маски лишены яркой декоративности, экзотичности, крайне просты в своем пластическом решении, однако удивительно изящны и очень точно передают очертания лиц людей разных возрастов и типов. Маска театра Но обязательно сочетается с театральным париком.
Маска Но, как многие вещи в средневековой Японии, наделялись магическими свойствами. В актерской уборной современных театров всегда есть место, напоминающее алтарь, где собраны самые старинные и знаменитые маски, принадлежащие данному актерскому дому.
Подлинная ценность признается только за театральными масками, которые были созданы до XVII века. Подлинные маски являются бесценными реликвиями театральной труппы и в спектаклях не участвуют. Они бережно хранятся актерами и используются только в особых случаях. Участники спектакля выступают обычно в масках-копиях.
В древности маски театра Но создавались скульпторами, актерами и даже монахами. Считалось, что именно эти люди, вставшие каждый на свой путь познания истины, могут отразить этот поиск в искусстве маски. Особая профессия резчика масок, которая передавалась из поколения в поколение, появляется только в XVII веке.
Японию часто называют “культурным заповедником”. С тем же успехом ее можно было бы назвать “заповедником театральным”, так как в этой стране живут и мирно сосуществуют самые разнообразные театральные формы и жанры: пришедшие из глубины тысячелетий религиозная мистерия Кагура и двуединая форма музыкально-танцевального представления Бугаку; средневековый аристократический театр Но, насквозь пропитанный эстетикой дзэн; возникшие в недрах купеческого сословия Кабуки и кукольный театр Бунраку; европейская опера и балет; всевозможные жанры современного драматического театра и многое другое. Объединяющим началом и главным условием сохранения и развития всех видов японского театра стали уникальная способность японцев сохранять собственные традиции в неискаженном виде и особо бережное отношение ко всему лучшему, что было достигнуто когда-то в древности.
Источник: Маска и грим в японском театре http://www.ikcjapan.ru/publications/mask http://www.museum.ru/gmii/exh.asp?last=28nov-19feb2007 ГМИИ им. А. С. Пушкина
MadeleineВысший разум (131675) 17 лет назад
Представление любого жанра традиционного японского театра – это обычно весьма эффектное красочное зрелище, в котором особенно выделяются костюмы и маски. В Бугаку маски поражают своей экспрессивностью, в Кагура – гротескностью, в Но – нейтральностью выражения и ощущением потусторонности. Знаменитый грим кумадори, используемый в Кабуки, имеет природу, схожую с маской, поэтому, говоря о маске в японском театре, мы обязательно рассмотрим и феномен кумадори.
MadeleineВысший разум (131675) 17 лет назад
Восприятие маски как предмета, наделенного магическими свойствами, характерно для многих народов Востока – японцы же возвели это в абсолют. Синтоистское обожествление любой, даже самой малой вещи, использование маски в религиозных обрядах сделали ее объектом культа. С развитием театра маска переродилась из ритуального реквизита храмового священника в некий универсальный волшебный талисман, позволяющий актеру перед выходом на сцену превращаться в изображаемого персонажа. Развитие ремесел, узкая специализация в изготовлении маски сделали ее предметом высокого искусства. Театральные маски веками трепетно сохраняются в храмах, семьях актеров, передаются по наследству как реликвия, выставляются в музеях.
MadeleineВысший разум (131675) 17 лет назад
Подлинного расцвета искусство маски достигает в ХVI-ХVII веках вместе с развитием театра Но. В отличие от масок древности, маски Но лишены декоративности, экзотичности, их линии строги и скупы, выражения – сдержанны, и вместе с тем маска – это одно из важнейших средств художественной выразительности Но, носитель философского начала, олицетворение эстетических принципов дзэн.
MadeleineВысший разум (131675) 17 лет назад
Имеется около двухсот видов масок театра Но. Каждый актер по своему усмотрению решает, какую маску ему надеть для того или иного спектакля. Маски подразделяются на мужские и женские, в каждом типе имеются маски молодых и старых, простолюдинов и аристократов, демонов и богов. Как правило, маски по размеру меньше лица (примерно 13-20 см), что свидетельствует об идеалах красоты средневековья: крупное тело – маленькая голова. Часто из-за маски виднеется овал лица или подбородок актера. Маски театра Но очень неудобны при ношении: они тесные и ограничивают зрение: актер в маске может видеть лишь небольшой кусочек сцены около своих ног. Но в том-то и состоит искусство актера в театре Но, что он способен к внутреннему видению, ориентации в пространстве вслепую и интуитивному взаимодействию с другими актерами в ходе спектакля
MadeleineВысший разум (131675) 17 лет назад
Маски Но изготавливаются из дерева хиноки (японский кипарис) – дерева чрезвычайно легкого и прочного. Процесс изготовления маски очень длителен: только для того, чтобы подготовить дерево к работе, требуется более десяти лет его морить и просушивать. Перед началом работы резчик входит в особое состояние, называемое “мусин” (бесстрастность). Долгие годы выучки, жизненного и практического опыта позволяют ему творить почти бессознательно, достигая при этом высокого совершенства. Главным моментом считается начальный этап “грубой” резьбы, когда намечаются основные контуры и пропорции будущей маски. Затем идет тщательная доработка поверхности, заглаживание и лакировка маски с внешней и внутренней сторон
MadeleineВысший разум (131675) 17 лет назад
Следующий этап – многократная грунтовка (до 15 слоёв!). После пятикратной тонировки тончайшими слоями киновари с золотым порошком маске следует придать старинный вид (“косёку”). Для этого маску коптят над костром из сосновых дров. После придания маске благородного налета старины наступает заключительный момент – окончательная раскраска черт лица. Готовая маска должна точно соответствовать устоявшимся канонам и пропорциям, отклонения не допускаются. Однако маски, сделанные великими мастерами, не только имеют собственную индивидуальность – они одухотворенны, производят впечатление живых.
MadeleineВысший разум (131675) 17 лет назад
Особенно это заметно во время представления Но, когда малейшие нюансы освещения, легчайшие повороты или наклоны головы меняют выражение маски, выявляя ее сокровенную сущность. Не случайно искусству ношения маски актеры обучаются на протяжении всей своей творческой карьеры. В классическом театре Но все актеры – мужчины. Начиная с раннего детства актер – представитель определенной театральной династии – шаг за шагом осваивает секреты Но. К двадцати годам ему дозволяется играть простейшие роли молодых воинов или красавиц-девушек. Еще десять лет – и новые, более сложные роли – богов, безумных женщин, демонов. Вершиной актерского мастерства считаются роли глубоких стариков или дряхлых старух, бывших в молодости непревзойденными красавицами, – эти роли доступны актерам лишь после пятидесяти лет.
MadeleineВысший разум (131675) 17 лет назад
“Подражание старику – сокровенное на нашем пути. Оно является самым трудным”, – писал один из основателей театра Но, великий актер Дзэами Мотокиё в своем трактате об актерском мастерстве “Фуси кадэн” (“Предание о цветке стиля”). В этом же трактате мы найдем удивительные слова об игре без маски: ”...с открытым лицом не смотрится тот, кто не поднялся по ступеням мастерства, – говорит Дзэами, и продолжает: Походить надобно на самоё вещь поведением и стилем игры. Ну а выражение лица – его следует хранить неизменно простым, тебе самому свойственным, никак и никоим образом не переменяя его”.
MadeleineВысший разум (131675) 17 лет назад
Таким образом, актеры, которые играют роли без масок, – а такие амплуа есть в каждом спектакле – как бы подменяют маску своим лицом: их бесстрастность и глубокая отрешенность от мира соответствует принципам символизма и условности, пронизывающим драму Но, они есть суть внутреннего философско-созерцательского настроя спектакля.
Для актера Но маска – священный предмет. Он никогда не осмелится переступить через маску; взять ее в руки можно только за края, где крепятся шнурки, фиксирующие маску на голове. Перед началом спектакля актер долгое время держит маску перед своим лицом, всматриваясь в нее.
MadeleineВысший разум (131675) 17 лет назад
Это -момент таинства, где личность исполнителя словно растворяется в изображаемом им персонаже, когда его душа сливается с маской.
Характер пьес Кабуки совершенно иной. Театр Кабуки более динамичен, порой экспрессивен. Если Но сформировался при дворе правящего сословия в ХIV-ХV веках как мистериальное действо, проникнутое высоким духом дзэн, то Кабуки был создан народом и для народа, он демократичен по своей природе. Несмотря на то, что многие пьесы Кабуки воспроизводят сюжеты Но, подход к раскрытию сюжета, специфике актерской игры, сами средства художественной выразительности здесь иные. Можно назвать Кабуки “театром развлечения” в отличие от “театра сосредоточения” Но. Именно в Кабуки было создано удивительное, привлекающее взор и ошеломляющее искусство грима – кумадори.
Остальные ответы
Снежная кошка™ Просветленный (27707) 17 лет назад
Японское театральное искусство уходит своими корнями в глубь истории более чем на тысячу лет. Его различные направления и жанры развивались в разное время и в разных социальных слоях общества. Японский театр - уникальное явление японской культуры и достояние японской нации.

Но — известная музыкально-танцевальная драматическая форма, которая существует в Японии вот уже около 600 лет. Актёры в основном выступают в масках и иногда танцуют во время представления. В пьесе выступает несколько актёров, в ней один главный герой (ситэ) и один вспомогательный персонаж (ваки) . Хор (дзиутай) исполняет вокальные партии, а ансамбль (хаяси-ката) обеспечивает музыкальное сопровождение.

53-летний Умэвака Рокуро — 56-й глава славной семьи исполнителей Но. Эта большая семья следует традициям Кандзэ-рю, одной из нескольких школ Но, из которой выходят ведущие актёры. Один из учеников, выступающих и осваивающих традиции Но под руководством Рокуро, — Умэвака Синтаро, 17-летний сын его племянника.

Рокуро объясняет: "Ученики Но живут в доме мастера и принимают его образ жизни. По нашей системе они изучают технику Но практически, на деле. Синтаро вырос в мире Но и стал выступать на сцене ещё совсем маленьким. Так что он основательно подкован. Если бы ученик стал жить у меня, будучи уже взрослым, ему было бы очень трудно воспринять традиции Но как свои собственные".

Синтаро добавляет: "Я начал заниматься Но в 3 года. Говорят, я сначала учиться не хотел. Но свой первый выход на сцену, в 5 лет, я не забуду: мне очень понравилось танцевать перед зрителями".

Можно было бы ожидать, что продолжение традиций старинной формы развлечения сделает его непохожим на обычных парней, но он в принципе ничем не отличается от любого другого старшеклассника. "Школа забирает очень много времени, так что когда я получаю роль в пьесе, я должен приложить немало усилий, по-настоящему собраться на репетициях. В школе я ходил в футбольный клуб, но недавно бросил, чтобы оставалось больше времени для занятий Но".

Психологически Синтаро готов идти по стопам мастеров Но. "До недавнего времени особо не задумывался о ролях, которые мне давали. Но теперь я чувствую необходимость тщательно изучить роль и дать ей собственную интерпретацию".

Я попросил Рокуро рассказать о его методе обучения. "Обучая, я не даю собственной интерпретации — я просто показываю то, что знаю. Важно научить их подмечать, как на самом деле живут разные люди, чтобы со временем они познали жизнь во всей полноте. Считается, что приёмы Но передаются устно, но это не совсем так. Актёр Но должен полностью раскрыть своего героя как личность, а для этого у него должен быть богатый жизненный опыт. По крайней мере, я так считаю".
Тося Гений (70789) 17 лет назад
Традиции и история японского театра уходит корнями в очень далёкое прошлое. Прямая преемственность традиции прослеживается чуть ли не полтора тысячелетия, к эпохе, когда в Японию с материка проник буддизм, а вместе с ним - музыка и танцы из Китая, Индии, Кореи. Знаменитый знаток японской культуры академик Н. Конрад предположил, что классический японский театр сохранил в себе и элементы античной драмы, проникшей на Дальний Восток долгим и окружным путем - через эллинистические государства Передней Азии, Индию и Китай.
Важнейшие атрибуты традиционного японского театра: маски и танцы использовались ещё в добуддийском, напоминающем шаманские пляски лицедействе Кагура, входившем в синтоиский ритуал богопочитания. Удивительно, что даже этот ранний, относительно примитивный вид театрального искусства в Японии не умер, кое-где в провинциях представления Кагура устраиваются до сих пор. Однако рождение японского театра обычно связывают не с Кагура, а с появлением пантомимы Гигаку ("актерское искусство") и танцев Бугаку ("искусство танца"), заимствованных из континентальной культуры в VII веке. Гигаку просуществовало до X века, а затем было вытеснено более сложными формами пантомимической драмы, зато представления Бугаку, ставшие непременной частью храмовых праздников и дворцовых церемоний, со временем выросли в отдельный музыкально-танцевальный жанр, который не только сохранился, но после реставрации императорской власти в 1868 году пережил новый расцвет и ныне исполняется для широкой аудитории, в концертных залах.
ТЕАТРЫ
Театр Но
Театр Кёгэн
Театр Кабуки
Театр Дзёрури
Театр Ёсэ
Театр Бунраку

В своём большинстве, маски Но не привязаны к какой-то определённой роли, а широко используются в разных пьесах на разные роли. Маски Но, о которых часто говорят, что им не хватает индивидуальности в выражении, в сочетании с глубоко символичными движениями актёра и монотонной музыкой создают уникальную артистическую атмосферу.
Маски являются неотъемлемым атрибутом драмы. Отличительной чертой масок Но является то, что они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПЕРЕДАЮТ эмоции. Чувства радости и злобы, юмора и пафоса, выражаются едва заметным изменением наклона при приложении маски к лицу, игрой света на сцене, драматическим речитативом хора - Утаи и аккомпанементом барабанов и флейт - Хаяси. На первый взгляд маски Но не передают никаких эмоций, однако, на самом деле в них заложен огромный потенциал, раскрываемый актёром на сцене.
На сегодняшний день существует около 200 масок, большинство из которых сделаны из японского кипариса. Некоторые отдельные маски (например Окина) используются только на определённые роли и появляются на свет раз или два в год. Интересно заметить, что различные школы (направления) Но используют разные маски и кимоно на одни и те же роли.
Привлекательность театра Но состоит в том, что маски выражают "чистые" эмоции героев, без примесей и влияний собственных лиц актёров. Так что если вы ищите "чистых" эмоций, то вы рано или поздно найдёте себя на представлении НО.
ViViKa Мастер (1075) 17 лет назад
Пьесы придуманы актёрами сарагаку, были известны под названием Но, на их основе в XIV веке потом появились новый вид театра Театр НО. Слово НО означает мастерство, умение . Пьесы театра НО назывались ёкёку (пьеса для пения) Спектакль НО музыкальный значительная часть исполнялась хором из мужчин, оркестром из флейт и барабанов! Они распалагались на сцене под навесом.
ViViKaМастер (1075) 17 лет назад
Я сама писала всё что знаю!! я за ответом нелазила по нету!! Пака я писала то уже 2 ответили!!
Gleam Мудрец (13549) 17 лет назад
Но – один из старейших японских драматических театров, зародившийся в XIV веке. Но близок к кёгэн и включает в себя черты популярных народных и аристократических форм искусства. Стиль театра развивался чрезвычайно медленно и можно проследить его корни вплоть до китайского театра Нуо.

Таким, каким Но дошёл до нашего времени, его сделали Kan`ami и его сын Zeami в эпоху Муромати, под крылом могущественного клана Асикага. Во времена Мейдзи Но потерял поддержку правительства, но вместе с кёгэн получил официальное признание как одна из национальных форм драмы.

Роли театра Но
Всего выделяют четыре основных категории актёров театра Но: shite, waki, kyogen, hayashi.
shite (в центре) – исполнитель, главное действующее лицо. В пьесе Но персонаж появляется, как правило, в двух ипостасях: сначала как человек (эта роль называется maeshite), а затем как дух (nochijite). У shite есть помощник – tsure.
waki – дублёр исполнителя главной роли или же его помощник.
wakizure – спутник waki.
kyogen – исполняет интерлюдии в течение пьесы, а также играет отдельные номера между сценами пьесы.
hayashi, или hayashi-kata – музыкант, играющий на одном из четырёх традиционных для Но инструментов: флейте (fue) или барабанах (okawa, kotsuzumi или taiko).
jiutai – хор, включающий, как правило, от 6 до 8 человек.
koken – своего рода суфлёры-направляющие, как правило от 1 до 3 человек.

Обычно пьеса Но включает в себя четыре-пять категорий участников и, как правило, длится 30-120 минут, но ранее бывали и исключения – пьесы шли довольно продолжительное время, например, несколько дней.

В настоящее время насчитывается около 250 классических пьес, разыгрываемых в театрах, и все их можно разделить на несколько категорий. Наиболее распространённым критерием является содержание:

1. kami mono, или waki no (божественные пьесы) . Сначала shite появляется в роли обычного человека (в первом акте) , а во втором акте выступает в роли духа и рассказывает какую-нибудь мистическую историю или прославляет какого-либо духа.

2. shura mono, или asura no (воинские пьесы) . Shite предстаёт в виде духа воина в первом акте пьесы, а во втором становится человеком и воспроизводит обстоятельства гибели воителя.

3. katsura mono, или onna mono (костюмированные/женские пьесы) . Shite изображает женщину и исполняет несколько сложных танцев и песен из репертуара Но.

4. в эту категорию включается несколько мини-категорий, например, kyoran mono (пьесы безумных) , onryo mono (пьесы духов) . Пьесы, входящие в эту категорию, повествуют о настоящем времени.

5. kiri no, или oni mono (пьесы демонов) . Shite играет демонов, чертей и прочую нечисть. Для этих пьес характерны яркие цвета и напряжённость действия.

Источниками для пьес Но являются:
1. средневековая история взлётов и падений клана Тайра – «Сказание о доме Хэйкэ» , первоначально исполняемая слепыми монахами, которые сами же и аккомпанировали себе на биве.

2. «Повесть о Гэндзи» , сыгравшая значительную роль в развитии японской культуры.

3. также в качестве источников использовались китайские сказания и японская классика периодов Нара и Хэйан.
Светланkа Просветленный (31617) 17 лет назад
Возникновение театрального искусства вообще, и театра но в частности, принято относить к последней четверти XIV века. Считается, что развитие но, как высокого театрального искусства получило начало в 1375 году в городе Нара, в храме Касуга с благословения и поддержки молодого сёгуна Японии Асикаги Ёсимицу.
Родоначальниками этого вида театральных представлений считаются Канъами Киёцугу (1333-1385) и его приемник Дзэами Мотокиё (1363-1443).

В то время но представлял собой довольно безыскусный жанр развлечения для простонародья, включавший всебя элементы дэнгаку, связанные с синтоистскими религиозными ритуалами) , саругаку, вид акробатических представлений, трансформировавшихся позже в песенно-танцевальные постановки) , традиционные китайские танцы и песенные баллады, сформировавшие устные традиции народного искусства.
Одним из наиболее отличительных свойств постановок но является традиция ношений масок но: как основным персонажем (ситэ) , так и его партнёром (цурэ) . Маски преображают ситэ в старуху, юнца, женщину или сверхъестественное существо. Маска, однако, не надевается, когда ситэ играет зрелого мужчину. Актёры-подростки, и актёры, играющие персонажей второго плана, масок не одевают.
Маски вырезаются из дерева, зачастую для этого используется кедр. Они затем покрываются гипсом и разрисовываются, при этом некоторые маски являются выдающимися скульптурными произведениями в японском искусстве. Типов масок существует довольно много, что требует определенного их знания для того, чтобы отличать их друг от друга.
Другой отличительной чертой но является веер, который может выступать в пьесе как символ различных предметов .
Источник: http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-5...http://ru.wikipedia.org/wiki/РќРѕ
Похожие вопросы