Top.Mail.Ru
Ответы
17 лет назад от

Кто такие лакцы? Их история.

Пожалуйста, подробнее о традициях и культуре этого народа.

17 лет назад

Лакцы (устар. казикумухцы, казикумыки) [Lak (Laki, Kazikumukh, Gazi-Kumuk, Kazikumyq, Kazikumukhtsy)] — Самоназвание — лак, родной язык — лакку маз [lakku maz], коренная область расселения — лакрал кIану; Соседи называют: (аварск. ) тумал; (даргинск. ) вулеги; (кумыкск. ) гъази-гъумукъ; (турецк. ) gazi kumuk, beyaz lezgi («белые лезги») . Принадлежат к Кавкасионскому антропологическому типу [Caucasian type]. Верующие — правоверные мусульмане (сунниты) . Лаки — коренной народ Дагестана. С самоназванием лаков связывается упоминаемое с 5 века до Р. Х. античными и средневековыми авторами, примыкающее к Кавказской Албании племя леков (античное леги, грузинское леки, арабское лакзи, персидское лагзи, турецкое лезги (было распространено на всех горцев Дагестана) , русское лезгин (закрепилось за куринцами — населявшими южную часть Кази-Кумухского ханства)) . Причём во главе племени упоминаются цари, например «царь леков храбрый Шенгир» (IV в.) , выступавшие в качестве союзников Сасанидских шахиншахов Ирана. По легенде сам Хосров I Ануширван (532—570гг) «построил крепкий замок в Гумике (Кумухе) и подарил его царю Сарира» . В VII-ХI вв. Гумик управлялся батриками (патрициями) и являлся, по сути, второй столицей дагестанского царства Сарир. Господствующая религия — христианство монофиситского толка (албано-армянская церковь, Кумух центр епископата) . C XII века, с падением Сарира и победой ислама, на этнотерритории лаков начинает формироваться Кази-Кумухское шамхальство, с XIV века именуемое «Дагестан» . Его правители сеидского происхождения — шамхалы, получают почетный титул — «вали Дагестана» . Нашествие монгол (1239г) не сломило горцев, наоборот Кази-Кумух становится одним из центров исламизации Улуса Джучи. В рамках Дагестана начинает формироваться единое экономическое пространство, с чем связана, неизвестная в иных регионах Кавказа, крайняя специализация по селам (почти каждый аул, по сути, цеховая организация) , вызванная нуждами общего внутреннего рынка. Не зря вторым названием Кази-Кумуха, где каждый четверг проводилась ярмарка, у горских народов становится «Большой рынок» . В конце XIV века появляется католическая миссия францисканцев, пытающихся учредить «Епископство Каспийских гор» . Упорная борьба с вторгшимся в Дагестан Тамерланом (1396 г) была увековечена в народном эпосе Парту Патима (Партувалил Патимат) . В XV—XVII вв. — шамхалам («падишах» в местных источниках, «шевкальский царь» — в русских) удаётся завершить просвещение Дагестана и, консолидировав под знаменем ислама силы всех дагестанских горцев, направить их энергию на внешнюю войну. Походы на неверных Грузии и Черкесии становятся регулярными. Именно в этот период лакцев всё чаще начинают называть «гази-кумукъ» (русск. «казы-кумыки») , где гази — воитель ислама. В этот период Дагестан становится наиболее крупным и сильным государством Кавказа, выходящим на севере к среднему и нижнему Тереку, а на юге включающим Шабран. По данным турецких источников войско шамхала в этот период насчитывает около 83-87 тыс. человек. В 1556 году были установлены дипломатические связи с Московским государством, однако последнее сразу же начало проявлять неприкрытую враждебность, и, не смотря на мирные посольства шамхала, одно из которых привезло Иоану IV Грозному в числе богатых подарков доселе невиданного в Москве живого слона, уже в 1560 году был совершен первый набег русской рати на Дагестан. В 1567 году, пытаясь помешать русским установить свою крепость у слияния Сунжи и Терека, Будай-шамхал и его брат Сурхай стали шахидами, как об этом свидетельствуют их могильные плиты на шамхальском кладбище в Кази-Кумухе. В наказание за это, главный стратегический партнёр Дагестанского шамхальства, Крымский хан Девлет I Гирей в 1570 году дотла сжёг Москву и ультимативно потребовал снести крепость, не позволявшую дагестанцам отправляться в хадж и вести торговлю. Однако, несмотря на снос крепости, продвижение русских на Кавказ вскоре возобновилось.

17 лет назад

Л‘АКЦЫ- народ в Российской Федерации. Живут в центральной части Нагорного Дагестана, часть переселилась на равнину (Новолакский и другие районы) , в города и за пределы Дагестана. Общая численность 118,1 тыс. человек, в том числе в Российской Федерации - 106,4 тыс. человек, из них в Дагестане 91,7 тыс. человек. Аварцы называют Лакцев тумал, даргинцы - вулугуни, лезгины - яхулви; в прошлом Лакцев часто называли казикумухцами. Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской семьи. Диалекты: кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский, аштикулинский. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык. Верующие - мусульмане-сунниты. Лакцы - коренные жители Дагестана. На территории Лакцев существовало Казикумухское шамхальство, с 18 века - ханство, объединявшее, кроме Лакцев, лезгин-кюринцев, отдельные аварские и даргинские селения. Присоединённое в 1820 к России, ханство было в 1859 преобразовано в Казикумухский округ Дагестанской области, с 1922 - Лакский округ, затем район в составе Дагестанской АССР, поделённый в 1935 на Лакский и Кулинский районы. В 1944 часть Лакцев была насильственно переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев. Основные занятия - пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, просо, бобовые, с конца 19 века - кукуруза, картофель, с начала 20 века - садовые и огородные культуры) и животноводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади и др.) . Зимой скот перегоняется на зимние пастбища в Калмыкии. Были развиты отхожие промыслы. Традиционные домашние промыслы и ремёсла - сукноделие, изготовление войлока, паласов, производство и лужение металлической посуды (села Кумух, Убра и др.) , ювелирное ремесло (село Кумух) , гончарство (село Балхар) , золотое и серебряное шитьё (села Кумух и Балхар) , шорное (село Унчукатль) и сапожное дело (село Шовкра) , обработка камня (село Убра) ; село Кая славилось торговцами, село Кума - кондитерами, село Цовкра - акробатами и т. д. Знаменита расписная балхарская керамика (кувшины для воды, чаши, кружки, с 1960-х годов - фигурки, игрушки). Мужская традиционная одежда - туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны, женская - туникообразное платье и штаны, имеет локальные варианты. В конце 19 века появились платья - распашные (бузма) и отрезные в талии. Зимой носили овчинные шубы. Обувь - кожаная и войлочная. Головные уборы - наволосники с платками, длинные покрывала. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин - традиционные головные уборы (село Вихли) , длинные штаны.

8 лет назад

Лакцы (лакск. лак) — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского и Кулинского районов.

7 лет назад

Полудохлая нация

6 лет назад

Ахульго (резиденция Шамиля) был расположен на отвесных скалах и с трех сторон окружен рекой. 12 июня 1839 года аул был осажден 13-тысячным русским отрядом под командованием генерал-лейтенанта Граббе. Защищали Ахульго около 2 тысяч горцев. После неудачи лобовой атаки, русские войска перешли к последовательному захвату укреплений, активно используя артиллерию. 22-го августа 1839 года Ахульго был взят штурмом после 70-дневной осады. Русские войска потеряли 500 человек убитыми и 2500 человек ранеными; горцы около 2 тысяч убитыми и пленными. Раненному Шамилю с несколькими мюридами удалось спастись и укрыться в горах. Источник: Почему Кавказская война была самой долгой в русской истории © Русская Семерка russian7.ru Это великое вранье: у русской армии было более 33 тысячи убитых и раненых. Со стороны дагестанцев основном погибли гражданские лица а мюридов убитых было несколько сотен.

9 месяцев назад от
9 месяцев назад от
"Слово Пацана" и не только ... стоит ли вестись на замануху

что то много стало разговоров для простого фильма не о чем, ну мало ли из было фильмов про неблагополучные семьи или ОПГ. решил все же глянуть - о чем хоть речь. как и ожидалась - реальная дичь, превозносящая не пойми что.и я в это время жил, когда не было смартфонов и некоторые развлекали себя довольно сомнительными способами (хотя развлекались по разному, были и секции и радеющие за спорт). если очень коротко - никакой романтики во всем этом нет, нет никакой крутости , и в обще автор в фильме пытается на откровенно бандитский образ наложить пацанские понятия и выдать это за то - что это (круто) - а ведь это совсем разные вещи на самом деле. и понятия действительно были, заключались они например в том ... что если бы я тогда так общался с друзьями (на матах) как сейчас, то меня бы или вежливо поправели - или не общались вобще - и это как бы было нормально - то что тебя поправят за твои (слова) в кавычках. так же люблю посматривать разные видосы на каналах, не всегда правильные, для кругозора , так сказать. Если честно реально поражает качество реализации, психология реализации. не кому бы не советовал попадаться на подобные Утки и стараться трезво оценивать свои силы и понимать где и зачем ты нужен .. и нужен ли, а если да .. то для чего. понятно что утопающий старается схватиться за каждую соломинку - ему протянутую а ненавистник ненавидит все и всех вокруг, но перед тем как что то делать .. стоит все же подумать - стоит ли это делать и кому в этом будет выгода - ведь не просто же кто то по доброте душевной пытается мне (помочь) ... и так качественно снимает контент. надеюсь никого не обижу и ничего запрещенного в этом не напишу )). Всем добра и мира - насколько это возможно.

Текст дополнения: _______ спасибо всем за ваши мнения и оценки ;) .

2 месяца назад от
2 месяца назад от
Люди действительно не понимают чем грозит блокировка YouTube?

Я почитал комментарии к популярным постам о блокировке YouTube на Пикабу. Нет, я знал что тут сидят в основном деды 55-60+ , которым вообще больше ничего в жизни не нужно. Но я даже представить не мог насколько они, в своём-то возрасте, глупы. Давайте разберём на примерах. Вот есть огромная база видео-уроков по физике:

Целых 483 действительно хороших урока по физике. Первый видеоролик вышел аж 10 лет назад. Я, честно, не разбирался в том, жив ли ещё автор видео. Но давайте его показательно похороним, для примера. Кто всё это дело будет переносить на отечественные платформы? Вот эти 500 видео ТОЛЬКО за 10-11 класс, а есть ведь ещё и вузовские программы. Если этот человек ещё жив или вдруг его лекции уже есть на РуТубе, то мало ли какой другой профессор уже не в состоянии заниматься всем этим переносом, по той или иной причине. Но Пикабушные и ВКшные деды же не понимают, они видят исключительно инфлюенсеров, которых на Ютубе буквально капля в море, в сравнении с обучающими материалами. Ей богу, когда у меня выдал телефон проблему с памятью - мне его починил индус. Моментально. Просто взял индус и объяснил что делать за 3 минуты. На РуТубе есть мой великолепный индус-чинила? Нет, его нет. Ютуб - это база знаний, которая копилась целых 20 лет. Я буквально могу прямым текстом вбить в поиск ошибку винды и мне наглядно покажут как её исправить. При этом язык того, кто показательно исправляет эту ошибку - совершенно случайный. На Ютубе меня научат рисовать, покажут запись первых выступлений каких-нибудь Queen, а после сразу же покажут как играть их песни на гитаре. И применений этой платформе масса. Я понимаю, что не смогу убедить государство НЕ блокировать платформу. Это бесполезно, они дегенераты которые ведут борьбу против населения судя по всему. Но деды повсюду радующимеся блокировкой... Может хотя бы вы перестанете быть такими твердолобыми и посмотрите на платформу чуть менее поверхностно? Прекращайте уже. Не могут русскоязычные люди просто взять и заполнить ВСЕ имеющиеся пробелы в РуТубе, чтобы его вывести на тот же уровень. Это невозможно, ведь Ютуб многонационален. Если я что-то не могу найти на русском языке - я ищу на английском и обязательно это нахожу.

2 месяца назад от