Кто такие лакцы? Их история.
Пожалуйста, подробнее о традициях и культуре этого народа.
Лакцы (устар. казикумухцы, казикумыки) [Lak (Laki, Kazikumukh, Gazi-Kumuk, Kazikumyq, Kazikumukhtsy)] — Самоназвание — лак, родной язык — лакку маз [lakku maz], коренная область расселения — лакрал кIану; Соседи называют: (аварск. ) тумал; (даргинск. ) вулеги; (кумыкск. ) гъази-гъумукъ; (турецк. ) gazi kumuk, beyaz lezgi («белые лезги») . Принадлежат к Кавкасионскому антропологическому типу [Caucasian type]. Верующие — правоверные мусульмане (сунниты) . Лаки — коренной народ Дагестана. С самоназванием лаков связывается упоминаемое с 5 века до Р. Х. античными и средневековыми авторами, примыкающее к Кавказской Албании племя леков (античное леги, грузинское леки, арабское лакзи, персидское лагзи, турецкое лезги (было распространено на всех горцев Дагестана) , русское лезгин (закрепилось за куринцами — населявшими южную часть Кази-Кумухского ханства)) . Причём во главе племени упоминаются цари, например «царь леков храбрый Шенгир» (IV в.) , выступавшие в качестве союзников Сасанидских шахиншахов Ирана. По легенде сам Хосров I Ануширван (532—570гг) «построил крепкий замок в Гумике (Кумухе) и подарил его царю Сарира» . В VII-ХI вв. Гумик управлялся батриками (патрициями) и являлся, по сути, второй столицей дагестанского царства Сарир. Господствующая религия — христианство монофиситского толка (албано-армянская церковь, Кумух центр епископата) . C XII века, с падением Сарира и победой ислама, на этнотерритории лаков начинает формироваться Кази-Кумухское шамхальство, с XIV века именуемое «Дагестан» . Его правители сеидского происхождения — шамхалы, получают почетный титул — «вали Дагестана» . Нашествие монгол (1239г) не сломило горцев, наоборот Кази-Кумух становится одним из центров исламизации Улуса Джучи. В рамках Дагестана начинает формироваться единое экономическое пространство, с чем связана, неизвестная в иных регионах Кавказа, крайняя специализация по селам (почти каждый аул, по сути, цеховая организация) , вызванная нуждами общего внутреннего рынка. Не зря вторым названием Кази-Кумуха, где каждый четверг проводилась ярмарка, у горских народов становится «Большой рынок» . В конце XIV века появляется католическая миссия францисканцев, пытающихся учредить «Епископство Каспийских гор» . Упорная борьба с вторгшимся в Дагестан Тамерланом (1396 г) была увековечена в народном эпосе Парту Патима (Партувалил Патимат) . В XV—XVII вв. — шамхалам («падишах» в местных источниках, «шевкальский царь» — в русских) удаётся завершить просвещение Дагестана и, консолидировав под знаменем ислама силы всех дагестанских горцев, направить их энергию на внешнюю войну. Походы на неверных Грузии и Черкесии становятся регулярными. Именно в этот период лакцев всё чаще начинают называть «гази-кумукъ» (русск. «казы-кумыки») , где гази — воитель ислама. В этот период Дагестан становится наиболее крупным и сильным государством Кавказа, выходящим на севере к среднему и нижнему Тереку, а на юге включающим Шабран. По данным турецких источников войско шамхала в этот период насчитывает около 83-87 тыс. человек. В 1556 году были установлены дипломатические связи с Московским государством, однако последнее сразу же начало проявлять неприкрытую враждебность, и, не смотря на мирные посольства шамхала, одно из которых привезло Иоану IV Грозному в числе богатых подарков доселе невиданного в Москве живого слона, уже в 1560 году был совершен первый набег русской рати на Дагестан. В 1567 году, пытаясь помешать русским установить свою крепость у слияния Сунжи и Терека, Будай-шамхал и его брат Сурхай стали шахидами, как об этом свидетельствуют их могильные плиты на шамхальском кладбище в Кази-Кумухе. В наказание за это, главный стратегический партнёр Дагестанского шамхальства, Крымский хан Девлет I Гирей в 1570 году дотла сжёг Москву и ультимативно потребовал снести крепость, не позволявшую дагестанцам отправляться в хадж и вести торговлю. Однако, несмотря на снос крепости, продвижение русских на Кавказ вскоре возобновилось.
Л‘АКЦЫ- народ в Российской Федерации. Живут в центральной части Нагорного Дагестана, часть переселилась на равнину (Новолакский и другие районы) , в города и за пределы Дагестана. Общая численность 118,1 тыс. человек, в том числе в Российской Федерации - 106,4 тыс. человек, из них в Дагестане 91,7 тыс. человек. Аварцы называют Лакцев тумал, даргинцы - вулугуни, лезгины - яхулви; в прошлом Лакцев часто называли казикумухцами. Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской семьи. Диалекты: кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский, аштикулинский. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык. Верующие - мусульмане-сунниты. Лакцы - коренные жители Дагестана. На территории Лакцев существовало Казикумухское шамхальство, с 18 века - ханство, объединявшее, кроме Лакцев, лезгин-кюринцев, отдельные аварские и даргинские селения. Присоединённое в 1820 к России, ханство было в 1859 преобразовано в Казикумухский округ Дагестанской области, с 1922 - Лакский округ, затем район в составе Дагестанской АССР, поделённый в 1935 на Лакский и Кулинский районы. В 1944 часть Лакцев была насильственно переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев. Основные занятия - пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, просо, бобовые, с конца 19 века - кукуруза, картофель, с начала 20 века - садовые и огородные культуры) и животноводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади и др.) . Зимой скот перегоняется на зимние пастбища в Калмыкии. Были развиты отхожие промыслы. Традиционные домашние промыслы и ремёсла - сукноделие, изготовление войлока, паласов, производство и лужение металлической посуды (села Кумух, Убра и др.) , ювелирное ремесло (село Кумух) , гончарство (село Балхар) , золотое и серебряное шитьё (села Кумух и Балхар) , шорное (село Унчукатль) и сапожное дело (село Шовкра) , обработка камня (село Убра) ; село Кая славилось торговцами, село Кума - кондитерами, село Цовкра - акробатами и т. д. Знаменита расписная балхарская керамика (кувшины для воды, чаши, кружки, с 1960-х годов - фигурки, игрушки). Мужская традиционная одежда - туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны, женская - туникообразное платье и штаны, имеет локальные варианты. В конце 19 века появились платья - распашные (бузма) и отрезные в талии. Зимой носили овчинные шубы. Обувь - кожаная и войлочная. Головные уборы - наволосники с платками, длинные покрывала. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин - традиционные головные уборы (село Вихли) , длинные штаны.
Лакцы (лакск. лак) — один из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского и Кулинского районов.
Полудохлая нация
Ахульго (резиденция Шамиля) был расположен на отвесных скалах и с трех сторон окружен рекой. 12 июня 1839 года аул был осажден 13-тысячным русским отрядом под командованием генерал-лейтенанта Граббе. Защищали Ахульго около 2 тысяч горцев. После неудачи лобовой атаки, русские войска перешли к последовательному захвату укреплений, активно используя артиллерию. 22-го августа 1839 года Ахульго был взят штурмом после 70-дневной осады. Русские войска потеряли 500 человек убитыми и 2500 человек ранеными; горцы около 2 тысяч убитыми и пленными. Раненному Шамилю с несколькими мюридами удалось спастись и укрыться в горах. Источник: Почему Кавказская война была самой долгой в русской истории © Русская Семерка russian7.ru Это великое вранье: у русской армии было более 33 тысячи убитых и раненых. Со стороны дагестанцев основном погибли гражданские лица а мюридов убитых было несколько сотен.