Виктор
Мастер
(2190)
17 лет назад
О размерности мира
Весь наш повседневный опыт "доказывает", что окружающее пространствотрехмерно: любое тело имеет протяженность в длину, ширину и высоту. При помощи всего трех чисел мы определяем положение того или иноготела в пространстве.
Но почему пространство имеет именно три измерения? Ведь, казалось бы, в природе с тем же успехом мог реализоваться и любой другой вариант, скажем, четырех- или пятимерпое пространство. Этот вопрос издавнаволновал фолософов, в частности Аристотеля, Капта и Гегеля. В доказательство трехмерности пространства в разные временаприводили "математические", "психологические" и "физические"аргументы^). С помощью математических аргументов, впрочем, ничего неудалось доказать, так как именно с точки зрения математики трехмерноепространство не имеет никаких преимуществ перед другими. Французскийматематик Анри Пуанкаре совершенно безосновательно допускал, будто бытрехмерный вариант помогает живым существам лучше приспособиться вборьбе за существование. Однако строгий анализ приводит к выводу, что, описывая наш трехмерный мир с помощью многомерной геометрии, мыстолкнулись бы с такими явлениями, как нарушение законаблизкодействия, обнаружили бы существование областей, которые впринципе недостижимы для причинной связи, и т. п. Следовательно, проблема трехмерности пространства должна бытьобъяснена именно с "физической" точки зрения. Как подчеркивают А. М. иВ. М. Мостепапенки, трехмерность пространства - объективный физическийфакт, и его происхождение следует связывать не с законами логики илипсихологии, а с какими-то глубинными законами нашего физического мира. Именно так и подошел к этой проблеме Кант. Он связал трехмерностьпространства с тем, что силы притяжения между телами изменяютсяобратно пропорционально квадратам расстояний между ними. В своейработе "Мысли об истинной оценке живых сил" (1746 г. ) Кант, подчеркнув, что основы трехмерного пространства еще неизвестны, дальшепишет: "Трехмерность происходит, по-видимому, оттого, что субстанции всуществующем мире действуют друг на друга таким образом, что силадействия обратно пропорциональна квадрату расстояния.. . из другогозакона проистекало бы и протяжение с другими свойствами и измерениями. Наука обо всех этих возможных видах пространства, несомненно, представляла бы собой высшую геометрию, какую способен построитьконечный ум". И далее: "Если возможно, чтобы существовали протяжения сдругими измерениями, то весьма вероятно, что Бог где-то ихдействительно разместил"^).
В трохморпоп мттро площадь поворхпости сферы прямо гропор1'чот1ал1.1!аквадрату се радиуса: S == inr^, а сила гра"т1тацг1отт1юговзаимодействия между телами
fp i \ ооратпо ."рогорц^оизльпа 1;вадратурасстояпияг^ -~'-g-.
В общем РЮ в 7?-мерпом евклидовом пространстве поверхность сфорыпропорциональна г"~^, а соответствующая сила F ~ -^~-^t~Х
Теперь вслед за Паулем Эренфестом (1880-1933) и Дж. Уптроу посмотрим, как выглядел бы мир, если бы число его измерений было бы больше илименьше трех. Это тем более интересно, что от числа измерений зависитвозможность суп^сствования планетных систем.. .
При п = 1 (одномерный мир) сила притяжения от расстояния пе зависят. Здесь материальная точка В (плапета) может, подобно маятнику, совершать колебания "вправо" и "влево" относительно центрального тела, "проскакивая" через пего. Оторвать точку В от притягивающего силовогоцентра и отодвинуть ее на бесконечность не удастся никакими усилиями. Приложенная сила только увеличит амплитуду колебаний планеты. То жесамое было бы и при п = 2 (двумерный мир) .
В "нашем" трехмерном мире, как известно, движение тела В относительносилового центра А может быть двойственным: оно может двигаться поэллиптической орбите, т. е. находиться в "связанном" состоянии (здесьполная энергия системы - сумма ее кинетической и потенциальнойэнергии-^-^^О) , пли же, "проскочив" вблизи от цептра А, удаляться отнего на бесконечность (cc""i полная энергия Е ^ 0).
Если же п > 4 (мир четырех, пяти
Полёт на дирижаблеМудрец (18544)
17 лет назад
достаточно было ОДНОЙ грамотно сформулированной фразы о возможности реализации устойчивых движений только в трехмерной геометрии