Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Почему преодоление самолетом звукового барьера сопровождается взрывоподобным хлопком?

Ахренеть какая Мыслитель (9545), закрыт 13 лет назад
Лучший ответ
White Rabbit Искусственный Интеллект (312955) 13 лет назад
Это заблуждение. Ударная волна движется по земле за самолётом с его скоростью ВСЁ время, пока самолёт летит со сверхзвуковой скоростью, а не только в момент её достижения. Если конечно он летит достаточно низко. А её возникновение связано именно с тем, что она, как и создавший её самолёт, движется со сверхзвуковой скоростью. Воздух не успевает расступаться и прпускать такие объекты и создаётся волна высокого давления. Когда она пролетает - слышен хлопок.
Остальные ответы
muZic;)))gir!+) Профи (796) 13 лет назад
правда? никогда не слышала...
Vasja Pupkin Гуру (2526) 13 лет назад
При сверхзвуковом полете самолёта излучаемые им звуковые волны не имеют возможности, из-за недостаточно высокой скорости, обогнать летательный аппарат и двигаться впереди него, а накапливаются в конусе позади самолёта. Когда мимо проходит такая ударная волна, то звук, в действительности излучаемый в течение длительного периода времени, оказывается для стоящего на земле слушателя спрессованным в одно короткое мгновение и воспринимается им в виде так называемого сверхзвукового хлопка.
Так пойдёт или надо попроще?
Twilight Гений (67757) 13 лет назад
С «хлопком» происходит недоразумение, вызванное неверным пониманием термина «звуковой барьер» . Этот «хлопок» правильно называть «звуковым ударом» . Самолет, движущийся со сверхзвуковой скоростью, создает в окружающем воздухе ударные волны, скачки воздушного давления. Упрощенно эти волны можно представить себе в виде сопровождающего полет самолета конуса, с вершиной, как бы привязанной к носовой части фюзеляжа, а образующими, направленными против движения самолета и распространяющимися довольно далеко, например до поверхности земли.

Когда граница этого воображаемого конуса, обозначающая фронт основной звуковой волны, достигает уха человека, то резкий скачок давления воспринимается на слух как хлопок. Звуковой удар, как привязанный, сопровождает весь полет самолета, при условии что самолет движется достаточно быстро, пусть и с постоянной скоростью. Хлопком же кажется проход основной волны звукового удара над фиксированной точкой поверхности земли, где, например, находится слушатель.

Другими словами, если бы сверхзвуковой самолет с постоянной, но сверхзвуковой скоростью принялся летать над слушателем туда-сюда, то хлопок слышался бы каждый раз, спустя некоторое время после пролета самолета над слушателем на достаточно близком расстоянии.

А «звуковым барьером» в аэродинамике называют резкий скачок воздушного сопротивления, возникающий при достижении самолетом некоторой пограничной скорости, близкой к скорости звука. При достижении этой скорости характер обтекания самолета воздушным потоком меняется кардинальным образом, что в свое время сильно затрудняло достижение сверхзвуковых скоростей. Обычный, дозвуковой, самолет не способен устойчиво лететь быстрее звука, как бы его ни разгоняли, — он просто потеряет управление и развалится.

Для преодоления звукового барьера ученым пришлось разработать крыло со специальным аэродинамическим профилем и придумать другие ухищрения. Интересно, что пилот современного сверхзвукового самолета хорошо чувствует «преодоление» своим летательным аппаратом звукового барьера: при переходе на сверхзвуковое обтекание ощущается «аэродинамический удар» и характерные «скачки» в управляемости. Вот только с «хлопками» на земле эти процессы напрямую не связаны.
Сергей Ученик (150) 13 лет назад
Когда самолёт летит со сверхзвекавой скоростью, возмущения, создоваемые им, остаюются внутри области, называемой конусом Маха. Пока находишся вне этого конуса, кжется что самолёт летит бесшумно. Когда поверхность конуса достигает ушей, раздаётся резкий хлопок, его причиной является внезапно возросшее давление.
Di White Профи (503) 13 лет назад
Пробивает скопившийся уплотнённый перед "носом" воздух.
кенекьонг Мастер (2218) 13 лет назад
Это заблуждение. Само преодоление скорости звука не производит в самолете никакого хлопка, разве что чуть закладывает уши и меняется звук в кабине. Преодолевал когда-то. А вот постоянный полет со скоростью выше звука (при t+15 и P760мм рт. ст. она равна 340 м/с) для внешнего "слушателя" сопровождается ударной звуковой волной, образуемой на кромках летательного аппарата. Для сверхзвуковых полетов выделены безопасные зоны на высоте не менее 10000 метров от поверхности рельефа.
Источник: воспоминания дедушки русской авиации
Похожие вопросы