Эскалатор — это непрерывно движущаяся лестница. С помощью эскалатора люди с одного этажа здания могут подниматься на другой этаж, как и в лифте. Но в отличие от лифта эска латор может перевозить намного больше людей за одно и то же время (от 5000 до 8000 человек в час) .
Эскалатор приводится в действие установленным наверху электромотором. Мотор вращает большое ведущее зубчатое колесо, которое двигает замкнутую в кольцо цепь с закрепленными на ней ступеньками. Большое колесо возврата направляет цепь снизу, с обратной стороны эскалатора. Таким образом, пока вы, стоя на ступеньках эскалатора, поднимаетесь вверх, по тыльной его стороне также движутся ступеньки, и по мере движения эскалатора эти пустые ступеньки выскакивают снизу, чтобы принять новых желающих воспользоваться эскалатором. Резиновые перила по бокам эскалатора, за которые могут держаться поднимающиеся по эскалатору люди, также подсоединены к ведущему колесу и так же, как и ступеньки эскалатора, замкнуты в кольцо.

ЭСКАЛАТОР, механическое устройство в виде лестницы с движущимися (по принципу бесконечной ленты) ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Эскалаторы чаще всего применяются в многоэтажных общественных зданиях (магазинах, вокзалах и т. п. ) и на станциях метрополитена, где требуется перемещать с одного уровня на другой большие потоки людей. Эскалатор шириной 90 см, движущийся со скоростью 30 м/мин, может транспортировать около 6000 человек в час.
Первый действующий эскалатор был изготовлен компанией «Отис элевейтор» по соглашению с его изобретателем К. Зеебергером и экспонирован на Парижской выставке 1900. У него были горизонтальные ступени, которые выходили из-под ограждения на одной входной площадке и уходили под такое же ограждение на другой входной площадке. Позднее он был установлен в филадельфийском универсальном магазине фирмы «Гимбел» , где эксплуатировался до 1938. Когда Зеебергер разрабатывал свое устройство, которому он дал название «эскалатор» , движущуюся лестницу другого типа создал Дж. Рено. Вместо ступенек на бесконечной ленте ее лестничного полотна были продольные рифли, так что на входных площадках не требовались сложные ограждающие устройства, поскольку рифли могли выходить из-под пола и уходить под пол через промежутки горизонтальной «гребенки» . В 1921 оба варианта были объединены в новой конструкции с горизонтальными ступенями и продольным рифлением, после чего выпускались эскалаторы только такой конструкции. Ступени большинства эскалаторов движутся на бегунках по направляющим, закрепленным внутри жесткой стальной металлоконструкции эскалатора. Обратно они проходят с нижней стороны, так что их не видно. Для удобства пассажиров предусматривается поручень, движущийся с той же скоростью, что и ступени. Все устройство работает с одним приводным электродвигателем, который обычно располагается в небольшом машинном отделении под полом рядом с верхней входной площадкой. Каждый эскалатор снабжается аварийным тормозом, регулятором скорости и средствами защиты, автоматически останавливающими его в случае обрыва тяговой цепи или поручня, а также в случае непредвиденного реверсирования.