Рай главного бога индусов – Индры располагался на самой вершине Меру. На ней был построен великолепный дворец Индры, в саду которого произрастала сома – священный напиток бессмертия.
Суть напитка сомы не вполне ясна до сих пор. В описании этот напиток обладает пьянящим свойством и изготавливается в процессе брожения из вьющегося растения. Некоторые исследователи связывают его с хмельным напитком из вьющегося хмеля, другие полагают, что он содержал сок эфедры, но это нельзя соотнести с массовым испитием его членами племени (что описано в Ведах) – эфедрин в больших дозах очень опасен. В гимнах упоминается в связи с сомой и молоко, и кипячение напитка, что наводит на мысль о возможной возгонке напитка из перебродившего молока – такой способ приготовления опьяняющего напитка известен у многих кочевых скотоводов, у бурят этот напиток называется тарасун. Тарасун - в Бурятии традиционный алкогольный напиток из забродившей коровьей молочной сыворотки, перегнанного в крепкий спиртной напиток. Лингвисты, название священного напитка ариев – сома, связывают с корнями в финно-уйгурском языке, означающими настойку из мухоморов.
В 1-й книге «Махабхараты» описано происхождение амриты (сомы) – напитка бессмертия. На главной вершине горы Меру, носящей имя – Мандара, боги во главе с Брахмой и Вишну решили создать напиток бессмертия. В тексте говорится, что боги использовали вершину Мандара, как мутовку для взбивания океана, в результате из выделения разнородных соков из трав и деревьев образовалась амрита: «… и стали сбивать воду для получения амриты.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] Свою молочную водку, именуемую "тарасун", имеют и ближайшие родственники монголов - буряты. Правда, в отличие от монголов, они ее делают не из перебродившего кобыльего молока, а из забродившей коровьей молочной сыворотки. После сепарации молока на сливки и сыворотку в последнюю добавляется бактериальная культура, сыворотка сбраживается и получается легкоалкогольный кисловатый напиток, называемый "хурэмгэ". Буряты любят его пить летом, поскольку он хорошо утоляет жажду да и вообще очень полезен. В пищевом рационе этого народа традиционно практически не было фруктов и овощей, тем не менее население было вполне здоровым и имело хорошие зубы. Считается, что этим буряты обязаны своему хурэмгэ, который восполнял недостаток витаминов и необходимых организму микроэлементов. Цвет, правда, у напитка малоприятный - мутно-зеленоватый, поэтому не всякий человек, если только он не привык к нему с детства, решится его пить.
Из хурэмгэ и делают тарасун. Уже после второй перегонки крепость тарасуна достаточно высока - напиток горит. Но хорошие хозяева делают до трех перегонок. Когда в доме гонят тарасун, округу наполняет сильный, резкий и довольно экзотичный запах. "Монгольский перегонный аппарат", используемый для изготовления этого напитка, малоэффективен и не позволяет производить алкоголь высокого качества, так как сложно контролировать фракции отгона и невозможно отделить первую фракцию, насыщенную вредными элементами. Зато такой способ перегонки позволяет полностью сохранить ароматические и вкусовые качества исходного сырья. В конце концов, никто не заставляет напиваться тарасуном допьяна.. .К сожалению, в отличие от Литвы, возродившей производство национального алкоголя семаны, и Грузии, официально признавшей чачу национальным напитком, буряты пока не собираются промышленно производить свой тарасун.