Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Что известно об истории стенографии?

A-stra Гений (78520), закрыт 13 лет назад
Лучший ответ
Снежная кошка™ Просветленный (27688) 13 лет назад
Стенография - это скоростное письмо особыми знаками, настолько краткими, что ими можно успеть записать живую речь или возникшую мысль.
Слово "стенография", имеющееся во многих языках, греческого происхождения ("стенос" - узкий, тесный; "графо"- пишу) и в точном переводе значит "узкопись", "теснопись". Его впервые ввел в употребление англичанин Джон Уиллис.

Устное слово живет несколько секунд. Записанное, оно может просуществовать тысячелетия. Поэтому понятна та роль в развитии культуры, которая принадлежит стенографии как средству закрепления произнесенного слова.

Письмо возникло за несколько тысяч лет до нашей эры в результате упорного стремления людей к взаимному общению. На первой ступени своего развития письмо было предметным. Наиболее интересными системами такого письма являются раковинное и узловое. В глубокой древности узловое письмо - "квиппу"- было в большом применении у китайцев, мексиканцев, персов и других народов (рис. 1). К этому же письму довольно близко примыкало раковинное письмо, достигшее особого развития у североамериканских индейцев.

Позднее на смену предметному письму появилось начертательное. Оно прошло три стадии развития: живописное (картинное) , иероглифическое и, наконец, алфавитное, буквенное письмо, существующее и в наши дни.

Живописное письмо передавало отдельные понятия и фразы при помощи картинок.
На рисунке 2 показан вид такого письма, образец которого сделан в Древнем Египте. До последнего времени живописное письмо сохранилось у некоторых индейских племен Америки.

В начале четвертого тысячелетия до нашей эры зародилось иероглифическое письмо. Слово "иероглиф" означает священные письмена или священное письмо жрецов (рис. 3).

Около IX века до нашей эры был составлен первый алфавит, приписываемый финикийцам - народу, жившему на северном побережье Африки. Славяне создали свою азбуку - глаголицу. Позднее, во второй половине IX века нашей эры она была вытеснена другой азбукой-кириллицей. Кириллица - по имени Кирилла, который вместе со своим братом Мефодием перевел евангелие на старославянский язык. Эта азбука легла в основу старославянского и современного русского алфавита (рис. 4).

Скорость нашего обычного письма относительно невелика, она достигается усовершенствованием техники письма, но самые буквы- значки остались такими же, какими пользовались наши предки. Поэтому человечество не удовлетворяется и этим письмом и продолжает его совершенствовать и упрощать.

Так развивалась стенография. Итак, много веков назад возникла идея создать новое, более упрощенное, стенографическое письмо, позволяющее записывать живую человеческую речь.

Уже древние греки и римляне заметили громадную разницу в скорости между произнесением слова и его письменным изображением и попытались приблизить скорость письма к быстроте устной речи. Результатом было появление особого вида письма - скорописи, или стенографии.

5 декабря 63 г. до н. э. в Древнем Риме состоялось первое известное в истории применение стенографии. По свидетельству историка древности Плутарха, в этот день на заседании римского сената, где решалась судьба заговорщика Катилины, с обвинением выступил Катон младший.
Люций Эней Сенека, римский философ I в. н. э. , в одном из произведений с гордостью перечисляет достижения своего времени и наряду с архитектурой мраморных храмов отмечает "значки слов, при помощи которых можно записать быстрейшую речь и которыми рука может следовать за языком".

Конечно, стенография древности была несовершенна. Каждый знак обозначал сразу целое слово. Таких знаков было несколько тысяч, запомнить их все было очень трудно.
Снежная кошка™Просветленный (27688) 13 лет назад
Даже во времена Шекспира (XVI-XVII века) стенография в Англии оставалась все еще словной, но тем не менее многие драмы Шекспира сохранились благодаря тому, что они были записаны стенографами во время представления, правда, против воли автора. Это делали тайком от Шекспира стенографы, подосланные конкурентами его театра "Глобус". И Шекспир ничего не мог поделать со стенографами - "ворами".
В истории стенографии переломным моментом от древней и средневековой скоростной письменности, которой пользовалось в Европе, к новому, современному периоду ее развития является дата выхода в свет первой фонетической алфавитной системы - 1602 г. Англичанин Джон Уиллис превратил стенографическое письмо, бывшее до него значковым, словным или слоговым, в письмо звуковое, алфавитное. Этим был открыт путь для появления систем, построенных на алфавите.
Снежная кошка™Просветленный (27688) 13 лет назад
Русская скоропись. Еще в XV-XVI веках в Новгороде, в Пскове стенографически записывались выступления на городских вече. Скоростное письмо применялось там до самой ликвидации их вольности при Иване Грозном. В Москве в XVII веке при первых царях дома Романовых также применялась стенография. Петр Первый пользовался услугами группы стенографов, известной под названием "Компании писак".
Конечно, говорить о существовании в то время строго разработанной системы стенографии не приходится. При записи стенографы изобретали различные способы краткого письма, заимствуя приемы сокращения из обыкновенной скорописи и церковнославянских книг.
В 1820 г. в Петербурге вышла в свет одна из первых книг по стенографии на русском языке "Графодромия, или искусство скорописи" Модеста Андреевича Корфа, товарища Пушкина по лицею. В конце книги был приложен список лиц, подписавшихся на ее издание.
Снежная кошка™Просветленный (27688) 13 лет назад
Среди них мы встречаем имена Александра Сергеевича Грибоедова, Александра Сергеевича Пушкина, Вильгельма Карловича Кюхельбекера и других замечательных людей того времени.
А через сорок лет, 19 марта 1860 г., в Петербурге состоялся диспут между академиком Погодиным и профессором Костомаровым на тему о происхождении Руси, собравший огромную аудиторию. На этом диспуте, состоявшемся в университетском зале, впервые в России велась публичная стенографическая запись.
Стенографы писали по одной из первых русских стенографических систем Михаила Иванина.
В связи с изменившимися политическими условиями - появлением первого парламента в России (Государственной думы в 1906г.) - роль стенографии заметно возросла. Активизация политической жизни потребовала большого количества специалистов в этой сфере.
Снежная кошка™Просветленный (27688) 13 лет назад
Стенография за границей. Германия издавна считалась "самой стенографической страной в мире". И с полным к тому основанием.
В Дрездене действует основанный еще в 1839 г. Стенографический институт, который готовит кадры преподавателей стенографии, проводит конкурсы на скорость стенографической записи, издает литературу, располагает библиотекой, насчитывающей свыше 40 тысяч томов стенографической литературы.
Стенографические институты действуют в Чехословакии - в Праге и Братиславе, чешский и словацкий. Оба института издают журналы и книги, готовят кадры.
В Болгарии стенография преподается в школе еще с 1903 г. Здесь часто устраиваются соревнования школьников на скорость, на правильность, на красоту стенографического письма.
Снежная кошка™Просветленный (27688) 13 лет назад
В 1949 г. в Болгарии организован Институт стенографии и машинописи, который ежегодно созывает съезды стенографов, устраивает состязания на скорость, издает журнал.
В Англии стенография преподается в государственных и частных профессиональных школах, составляя часть "коммерческого курса" средней школы. Курс включает, кроме стенографии, еще машинопись, делопроизводство и бухгалтерию.
В США стенография преподается по телевидению.
В Италии с 1925 г. действует межсистемная академия по стенографии, издающая свой печатный орган. Здесь рассматриваются научные вопросы, относящиеся к разным системам.
Первым, кто опубликовал стенографическую систему для японского языка, был Коги Тагуссари. В 1883 г. были открыты по этой системе курсы стенографии в Токио. От стенографа требуется скорость минимум 320 знаков (слогов) в минуту. Сейчас в японском парламенте прения записываются стенографически.
Снежная кошка™Просветленный (27688) 13 лет назад
Во Франции, Англии. США и др. странах стенографов миллионы. Для многих профессий знание стенографии обязательно.
Существует международная организация стенографов под названием Интерстено, объединяющая скорописцев многих стран.
Созываются международные конгрессы. Первый конгресс был в Лондоне еще в 1887 г.

Из истории наук и искусств. Известно немало случаев, когда стенография оказывала неоценимую помощь людям разных профессий.
Вот несколько примеров. Вы, наверно, знаете книгу Альфреда Брема "Жизнь животных". Ученый писал свою книгу стенографически во время путешествий. Путешествуя, Брем наблюдал за жизнью животных и стенографически заносил в дневник все, что он видел интересного.
Снежная кошка™Просветленный (27688) 13 лет назад
Делалось это в обстановке, исключавшей возможность удобной и длительной записи; в таких условиях оставалось писать только стенографически - например, при езде на лошади или на верблюде, в походной палатке, при свете ночника.
Когда записей в дневнике собиралось достаточно много, Брем отсылал их своей жене в Берлин. Хорошая стенографистка, жена Брема, расшифровывала записи своего мужа и сдавала их в печать.
Вот еще пример.
Лекции великого русского химика Д. И. Менделеева стенографировались, и стенограммы послужили ему материалом для его знаменитого труда "Основы химии". В этом труде впервые была изложена периодическая система элементов, которая сыграла важную роль в развитии не только химической, но и других областей науки.
В сборнике "Рассказы о науке и ее творцах" напечатана статья И. Нечаева и проф. А. Яковлева "Закон Менделеева".
Снежная кошка™Просветленный (27688) 13 лет назад
Там сказано: "Он начал составлять новый фундаментальный труд "Основы химии". Писал его легко и быстро по стенограммам своих лекций, и студенты с нетерпением ожидали, когда, наконец, выйдет в свет этот интересный курс".
Можно привести еще пример. Студент Петровской земледельческой и лесной академии Николай Тулайков с интересом слушал увлекательные, наполненные новыми идеями лекции профессора Д. Н. Прянишникова. Он боялся пропустить хотя бы одно слово из лекции. Знание стенографии помогло ему записывать их буквально дословно. И когда чтение курса лекций по агрохимии было закончено, записи Н. Тулайкова пошли по рукам. Товарищи устанавливали очередь, чтобы получить на несколько дней тетради с лекциями, которые оказались единственным учебным пособием по агрохимии для студентов.
Узнав о наличии таких записей, Дмитрий Николаевич Прянишников предложил издать их под его редакцией для широкого использования в качестве учебного пособия.
Остальные ответы
Dana Katherine Scully Мыслитель (7588) 13 лет назад
Стеногра́фия — умение, с помощью которого можно набрасывать слова так же быстро, как говорят; для приобретения этого умения пишут особыми простейшими знаками, а слова и слоги очень часто переносят различные сокращения, что в итоге бережёт время почти в 75 % в сопоставление с обыкновенным письмом.

Виды стенографии: В связи с тем, что выбор символов для стенографии в основном любой, то из сочетаний разнообразных символов образовалось огромное число стенографических систем, которые имеют каждая свои преимущества и изъяны. Системы эти могут быть разделены на 2 вида: в одних основаниями символов служат геометрические детали (точка, прямая линия, круг и его части) и все комбинации букв имеют вид геометрических деталей; это так называемые геометральные системы, чаще всего используемые в Англии и Франции. Другие системы основывают свои символы из частей общеизвестных букв и за основу символов используют овал и черту, наклонённую вправо, как и в обычном письме; это — графические системы, используемые особенно в Германии. Последние системы более подходящие для письма и более привлекательны в начертании. Как те, так и другие делают разнообразным главные символы разными методами: символы различаются по своей высоте, по наклону, по использованному месту, по утолщению и т. д. Сегодняшняя стенография хочет объединить все системы в одну, в которой по целесообразному методу соединялись бы краткость, последовательность и простота изучения; пытаются аргументировать стенографию на более или менее точных статистических и экспериментально-физиологических основах вместо бывшего произвола всякого изобретателя. Так как стенография использует для своих целей отличительные черты словопроизводства в данном языке, то при перенесение системы стенографии с одного языка на другой нужны бо́льшие или меньшие перемены системы.

Взятые из стран Западной Европы основы стенографических сокращений хороши для языков с неизменной позицией смыслоразличителей (ударные ядра) в выражениях. В нашем языке смыслоразличители обладают изменяемым местоположением. Это событие привело к тому, что стенография за последние десять лет не стала обычной, повседневной письменностью.
Dana Katherine ScullyМыслитель (7588) 13 лет назад
ОБ ИСТОРИИ ТУТ: http://www.gzos.ru/sten_history.htm
Bark Гений (73386) 13 лет назад
История стенографии.
Одновременно с появлением письменности возникла проблема ускорения записи человеческой речи, поскольку скорость произнесения слов примерно в 5-6 раз быстрее их письменного изображения. Обычным письмом можно записать 15-20 слов в минуту, тогда как живая речь может произноситься со скоростью около 100 слов в минуту и выше. Не случайно ещё в древности стали предприниматься небезуспешные попытки приблизить скорость письма к устной речи. Так возникла стенография (от греч. “stenуs” – узкий, тесный и “grapho” – пишу) . В Древней Греции она была известна уже в 350 г. до Р. Х. Однако первое известное в истории применение стенографии относится к 63 г. до Р. Х. , когда скоростным письмом была произведена запись речи римского сенатора Катона. Изобретателем латинского стенографического письма стал Тирон - раб знаменитого римского оратора Цицерона, исполнявший обязанности его литературного секретаря. В честь изобретателя латинская стенография получила название “тироновых нот”.
На первых порах стенография была словной, т. е. каждому слову соответствовал свой знак, который нужно было запомнить. Первоначально число таких знаков составляло около 5 тыс. , а в дальнейшем достигло 13 тыс. , что весьма затрудняло практическое использование стенографии.
Выход был найден в изобретении в начале 17 в. буквенной системы, автором которой стал англичанин Уиллис. Именно буквенная система стенографии получила впоследствии достаточно широкое распространение во многих странах мира. На протяжении нескольких столетий было создано множество разновидностей этой системы, которые в конечном счёте сводятся к двум основным – геометрической и курсивной. В основу первой положены прямая линия, точка, круг и его части, а в основу второй – овал и части букв обыкновенного быстрого письма.
В буквенной системе стенографии каждой букве соответствует свой стенографический знак. Вместе с тем широко используются приёмы идеографического, слогового, словного и даже фразового письма. В последнем случае стенографический знак выражает часть фразы или даже целую фразу. Стенография, таким образом, по-своему отражает все основные этапы развития письма51.
В России скоростное письмо было известно также достаточно давно: в Новгороде и Пскове - в 15-16 вв. , в Москве – в 16 в. при первых Романовых. Однако первая оригинальная алфавитная система стенографии, построенная с учётом особенностей русского языка, появилась лишь в 1858 г. (система Иванина) . Вскоре была сделана и первая публичная стенографическая запись в России – на диспуте 19 марта 1860 г. между академиком М. П. Погодиным и профессором Н. И. Костомаровым на тему о происхождении Руси. Во второй половине 19 в. стенография стала использоваться студентами, некоторыми писателями, журналистами, учёными. В частности, стенографическим способом были записаны романы Ф. М. Достоевского “Игрок”, В. Крестовского “Петербургские трущобы”, часть “Основ химии” Д. И. Менделеева и др. Определённый прогресс в развитии стенографии в начале 20 в. был связан с появлением и работой в России Государственной Думы. Для записи её заседаний было создано специальное стенографическое бюро, состоявшее из нескольких десятков человек.
С приходом к власти большевиков внимание к стенографии существенно усилилось, прежде всего со стороны государства. В 1925 г. была проведена Всесоюзная конференция стенографов, в 1920-е годы в СССР издавался журнал “Вопросы стенографии”, тогда же были созданы Высшие государственные курсы стенографии. Впоследствии стенография преподавалась в ряде советских школ и вузов. В стране работали десятки тысяч стенографов.
За полторы сотни лет активного использования стенографии в России было издано множество книг, учебников по этой прикладной дисциплине. На материале русского языка было создано свыше ста различных вариантов стенографических систем. Все они в конечном счёте являлись разновидностями уже упоминавшихся двух основных систем, сложившихся во второй половине 19 века .