
Что происходит, когда лапка мухи надёжно закрепляет её на потолке?

Пользователь удален Знаток (287), закрыт 14 лет назад
Лучший ответ
*@ Екатерина @ * Гений (86331) 14 лет назад
Учёные давно задавались вопросом - каким образом муха ходит по стеклу и даже по потолку.
Окончание мушиной лапки при увеличении в 120 раз. Видны подушечки с мелкими щетинками, выделяющими клейкую жидкость, и коготки, которые, оказывается, нужны не столько для цепляния за неровности поверхности, сколько для того, чтобы отдирать прилипшую лапку перед следующим шагом. Три шарика, видимые на снимке, - прилипшая пыльца растений.

Для ответа они используют электронные микроскопы, скоростную видеосъемку и чувствительные микродинамометры. Оказалось, что основная проблема мухи - не как зацепиться за потолок, а как от него отклеиться, и она использует для этого четыре способа.
Под микроскопом видно, что лапка мухи оканчивается двумя коготками и двумя лопастями, так называемыми подушечка ми. Подушечки покрыты тонкими щетинками, которые выделяют жидкость, состоящую из смеси сахаров и жиров. Силой капиллярного притяжения эта жидкость держит муху на гладкой поверхности, но она же мешает отлепить ногу от субстрата, чтобы ходить по нему.

Просмотрев сотни видеозаписей, Горб и его сотрудники обнаружили, что муха использует четыре способа оторвать ногу от поверхности (см. рисунок) . Первый способ: слегка продвинуть ножку вперед, тогда подушечки сморщатся и отделятся от поверхности. Второй: поочередно покрутить лапкой влево и вправо, отлепляя подушечки. Третий: "привстать на цыпочки" с помощью коготков. И наконец, лапку можно слегка подать назад, и коготки отскребут липкие подушечки от поверхности.

Во всяком случае, хождение по потолку, по стене или по стеклу требует от мухи определенных усилий, при этом скорость насекомого меньше, чем при беге по горизонтальной поверхности. В таких опасных местах насекомое постоянно держит в контакте с поверхностью три из шести ножек, а на ровном месте - только две ножки.
Источник: http://www.374.ru/index.php?x=2007-11-05-51
Остальные ответы
Александр Зонов Мудрец (14154) 14 лет назад
Остальные лапки освобождаются для потирания.