Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты
Лидеры категории
Gentleman Gentleman
Искусственный Интеллект
Cергей К Cергей К
Просветленный
Лена-пена Лена-пена
Искусственный Интеллект
Влад Валерий Меренков MiF Костя •••

Что символизирует Молочная река в сказках славян?

A-stra Гений (78520), закрыт 13 лет назад
Существуют ли подобные символы в сказках других народов?
Лучший ответ
Мистерия Мудрец (18064) 13 лет назад
Молоко — у славян один из главных видов пищи (наряду с хлебом) , объект мифологических верований, магических Ритуалов и защиты. Материнское Молоко как «генетический» продукт наделяется сакральным значением; молочное родство охраняется обычным правом наряду с другими видами ритуального (искусственного) родства (ср. Побратимство) . Вместе с тем материнское Молоко может ассоциироваться с греховным началом в человеке: по верованиям западных белорусов, душа умершего младенца, не успевшего попробовать «грешного материнского молока» , идет прямо в рай (эти дети становятся ангелами на небе) , а душа вкусившего Молоко сначала попадает в чистилище.

Согласно болгарским этиологическим легендам, Молоко произошло от одной из трех голов змея лами: св. Георгий отрубил их, из них потекли три реки: Молоко, пшеница и вино. Словенская легенда говорит о том, что Молоко для людей спасла кошка: когда-то вымя у коров было на все брюхо и молока было, «как воды» ; люди возгордились: бабы купали в Молоке детей да и сами умывались им. Тогда Бог отнял у коровы вымя, но кошки замяукали и упросили Бога оставить корове несколько сосков (известен аналогичный сюжет с хлебным колосом) .

У всех славян Молоко обнаруживает связь с небом и атмосферными явлениями — дождем и молнией (громом) . По древнейшим индоевропейским представлениям, дождь — это Молоко небесных коров-туч. Широко распространено убеждение, что пожар, зажженный молнией, можно потушить только Молоком (иногда — кислым, сывороткой, от черной коровы) . В Болгарии популярны легенды, рассказывающие о том, как ведьмы стаскивают с неба луну и выдаивают ее, как корову; из лунного молока они сбивают чародейное масло. Ср. мотив луны в полесском заговоре: «Прибывай, молоко, с полного месяца, с ясной зари, золотой горы» . Карпатские украинцы верят, что на мифической Черной горе есть молочный источник навий; в сказках молочные реки текут в царстве мертвых; в поверьях восточных славян Млечный Путь — это дорога на «тот свет» .

По болгарским поверьям, змеи очень любят Молоко и часто сосут коров или родильниц; у них очень «сильные» глаза, которыми они привораживают самых молочных коров. Чтобы расположить к себе домовую змею, ей ставили миску с Молоком. Так поступали не только болгары, но и словенцы, белорусы, украинцы, поляки. Вологодские крестьяне верили, что дьявол не может обмыться ни в реке, ни в колодце, ни в луже (потому что Спаситель освятил воду на Крещение) , а может обмыться либо в воде, стоящей на столе, либо в пресном Молоке.

В магических действиях, направленных на повышение удоев Молока, широко используется уподобление Молока воде и символика текущей воды. Поляки Жешовского края совершали пасхальные обливания водой в убеждении, что без них Молоко у коров убывало или вовсе пропадало. Архангельские крестьяне, когда в Вербное воскресенье первый раз выгоняли скот вербовыми ветками, эти ветки затем опускали в реку или ручей, чтобы у коровы было больше Молока, а пастух с той же целью прятал в воду свой «отпуск» . В Полесье обращались к колодцу: «День добрый, колодезь Максим, и ты, земля Татьяна, чтоб у коровки прибывало молоко, был сыр, сметана. В колодези вода жерлами, а у коровки молоко жирами» . В Вятском крае Молоко «отпирали» с помощью заговора: «...Бабушка Соломонидушка, Христова повивалушка, отопри у рабы Божьей Пеструшеньки молочко из жилочек — в вымечко, из вымечек — в сисечки, из сисечек — в подоенку» .

Магическим средством увеличения удоев считалась роса. Ср. в полесском заговоре: «Божа мати по росе ходит, росу собирает, этой корове споры наделяет» . С помощью росы ведьмы и колдуньи могли также отобрать Молоко.

У южных славян «магии молока» была подчинена большая часть обрядов Юрьева дня, и особенно ритуал первого доения овец: доили в особую, украшенную цветами посудину, пропускали струю Молоко сквозь предметы, имевшие форму круга — венок, хлеб с отверстием, камень с отверстием, обручальное кольцо; бросали на дно подойника серебряные ден
МистерияМудрец (18064) 13 лет назад
бросали на дно подойника серебряные деньги, совершали обряд в воротах загона, украшенных цветами, ветками клена, кизила, шиповника. Первое надоенное Молоко выливали в текучую воду, чтобы целый год Молоко текло, как вода. Отбирание Молока приписывалось ведьмам, колдунам и людям с дурным глазом. Для этого использовались разнообразные приемы: ведьма оборачивалась лягушкой или ужом и высасывала Молоко у коровы в купальскую ночь
Остальные ответы
Twilight Гений (67757) 13 лет назад
Река - это символ жизни, и жизненной энергии. Молочная река – очень интересный символ. У славян молочные реки текут на небесах, то есть в раю. Причем буквально. Это не простое молоко. Его дают женские божества, находящиеся в верхней сфере и питающие своим молоком весь мир. Это молоко в виде дождя попадает с небес на землю и питает здесь все живое.

Белоснежка Мыслитель (8824) 13 лет назад
«Молочные реки и кисельные берега» – одно из популярных русских выражений, входящих как в инициальную формулу сказки, так и в другие ее композиционные части.
Оно чаще всего употребляется теперь как фразеологический символ беззаботной и привольной жизни, неиссякаемого материального достатка и благополучия. Обычно историки возводят это выражение к одному конкретному источнику – сказке о царе Горохе (Аш. , 405; Медведев 1977, 143).
Однако этот символ использовался более широко.
Характерно, что уже в русском фольклоре этот символ допускает вариации.
Так, в сказке о Василисе Премудрой река, в которую оборотились кони, не молочная, а медовая; а водяной царь набросился не только на кисель, но и на сы/ту, т. е. на воду, подслащенную медом.
Немало подобных оборотов можно найти и в фольклоре других народов.
У румын, например, известны сказочные молочные реки с берегами из мамалыги – кукурузной каши.
Давно замечено, что русское выражение о молочных реках и кисельных берегах имеет аналогии с библейским «крылатым словом» кипеть млеком и медом ‘изобиловать чем-либо’ (Мих. I, 310).
Ф. П. Медведев предполагал, что выражение молочные реки и кисельные берега является «видоизмененной трансформацией из языков древних народов Востока» (1977, 143).
Широкая распространенность этого оборота в русском народном творчестве и фольклоре других народов, однако, заставляет признать его исконность независимо от библейского источника.
По-видимому, «фразеологический сюжет» о молочных (или медовых) реках издревле бытовал в устной традиции разных народов.
Об исконности происхождения этого выражения у восточных славян говорят и его весьма самобытная образность (река из молока, пива, сыты, а берега из киселя) и особенно его подчеркнуто иронический или шутливый характер в фольклоре, недопустимый для библейского аналога, употребляемого в торжественном, приподнятом стиле.
Сам фольклорный образ молочной, медовой и т. п. реки универсален – это символ материального достатка и беззаботности, привольной жизни у многих народов.

Конкретное языковое воплощение этого образа у восточных славян, однако, ярко национально.
Именно поэтому выражение молочные реки и кисельные берега можно считать специфично русской, белорусской и украинской идиомой» .
БелоснежкаМыслитель (8824) 13 лет назад
Карпатские украинцы верят, что на мифической Черной горе есть молочный источник навий; в сказках молочные реки текут в царстве мертвых...
Есть предположение, что сказочные герои переходя молочные реки, попадают в царство мертвых- Баба Яга, Кощей Бессмертный (оттого и не убьешь, он уже мертвый), И ДР.
Похожие вопросы