Мало кому известно, что Дед Мороз стал тем, кто он есть благодаря существованию вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в Малой Азии жил и творил благие дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус) . Фигура этого вполне достоверного исторического персонажа постепенно обрастать легендами и сказочными подробностями, в результате чего появился новый образ – доброго дедуки, способного осчастливить малыша, коль скоро тот обратится к неу с просьбой. Папа-снег, Шэн Дань Лаожэнь, Санта-Клаус, Пер Ноэль, Микалаус, Дед Мороз, Father Cristmas, Weihnachtsmann, Йоулупукки (фин. Joukipuki) – это лишь малая часть его имен. Кстати, финский вариант – Joulupukki – забавен для нас не только с точки зрения фонетической. Достовный перевод этого слова с финского языка звучит как рождественский козел. Сразу оговоримся, ничего ругательного или оскорбительного в это имя финны на вкладывали и не вкладывают. Так уж сложилось. Дело в том, что в стародавние времена подарки в рождественскую ночь по домам разносили ряженные. Рядились они по большей части в костюмы животных, причем самым популярным персонажем мистерии был почему-то козел. В старину Йоулупукки приносил вместе с подарками еще и розги, входя в дом со словами: «Есть ли в этом доме послушные дети?» . В наши дни этот своеобразный элемент воспитания почти исчез, и каждый ребенок, даже самый задиристый непоседа получает заветный подарок.
В Лапландии Дед Мороз поселился уже несколько сот лет назад. Здесь есть и зима, и весна, и осень, и лето. Но есть еще и чрезвычайно таинственный сезон ночных сумерек – Каамос (декабрь-январь) . Природа дика и первозданна, но в то же время необычайно приветлива: ослепительная белизна снега, всполохи северного сияния грандиозной красоты. Именно здесь живет этот самый загадочный новогодний персонаж. М естное население Саамы считали его добродушным, величественным лесным царем. Он окружал теплотой и заботой все живое, помогал заблудившимся в лесу.