Татьяна Павлющик
Просветленный
(26448)
16 лет назад
Съедобных моллюсков много – среди наиболее известных – устрицы, мидии, гребешки, кальмары, виноградная улитка.
В обычных условиях мясистые части практически всех морских моллюсков съедобны. Исключение составляют теребра и конусы (семейства Conidae), но их собиратели ракушек обходят стороной: конусы сами по себе не ядовиты, но смертельно ранят собирателей острым шипом-радулой.
Иногда и съедобные моллюски становятся смертельно опасными. После долгих исследований обнаружили, что виноваты ядовитые динофлагелляты – простейшие, которые имеют твердый панцирь с высунутыми наружу двумя жгутиками. Они входят в состав планктона, и содержащиеся в них токсины накапливаются в тканях питающегося ими моллюска. Иногда создаются условия для взрывного размножения динофлагеллятов – так называемое «цветение воды» . Тогда устрицы и мидии могут стать смертельно опасными – они же фильтраторы, и питаются планктоном.
Признанными ценителями устриц считаются французы, в год они их производят и съедают около полутора миллиардов штук. Поэтому во всем мире гурманы используют французские названия разновидностей устриц: фим де клер, специаль, перл бланш, маренн, аркашон, белома. У фим де клер самое нежирное мясо, перл бланш более жирная, оба этих вида крупные, остальные поменьше, и раковины у них более плоские. Французы ценят устрицы мелкие и «дикие» , то есть не выращенные на искусственных кормах на устричной ферме, а выловленные в море. Белома – «дикая» устрица, она имеет тонкий ореховый вкус и очень популярна во Франции.
В ресторанах устриц всегда подают живыми, но кроме светлой, без внутренностей, съедобной части в раковине ничего быть не должно. Проверить, жива ли устрица, просто: надо слегка потыкать вилкой по краям: если дрожит, есть можно. Летом у устриц период размножения, они жирные и невкусные. Зато осенью устрицы худеют, белый налет с их мяса исчезает, а вкус улучшается.
В старину гребешки считались пищей паломников, им пустая раковина заменяла тарелку. На большой дороге разбойников было много, паломники предпочитали идти налегке: оловянный крестик, лохмотья и раковина гребешка составляли все их имущество.
Шотландские и галисийские гребешки – холодноводные, они средних размеров. Гребешки из Тирренского и Эгейского морей – немного больше и мясистее, а из Японского моря – самые крупные, они размером с ладонь. В Западном полушарии ценятся красные чилийские гребешки, они мелкие, но очень вкусные.
Мидии, морские гребешки, синие ракушки, донаксы, спизулы, петушки и другие двустворчатые моллюски, кроме сердцевидок, сырыми есть нельзя. Сердцевидок (в ресторанах их называют по-европейски – клемы) едят так же, как устриц, живыми.
Самый вкусный в Южном полушарии двустворчатый моллюск локо почти исчез и запрещен к вылову, но все-таки браконьеры его добывают, и локо можно попробовать в дорогих ресторанах Чили и Перу. В переводе с испанского название моллюска означает «сумасшедший» , потому что из-за жесткого мяса его отбивают еще живым, а он при этом громко пищит. Чистого мяса в локо много, примерно с полкулака, его или тушат с овощами в масляном соусе, или добавляют в знаменитые чилийские и аргентинские пирожки эмпанадос.
Тридакны – крупнейшие из двустворчатых, да и вообще из всех моллюсков, которые имеют раковину: самая большая найденная тридакна весила 250 кг, а ее раковина была размером 1,5 м в поперечнике. Мускул у тридакны едят сырым, он твердый и хрустит на зубах, а по вкусу похож на свиной хрящик. Мантия жесткая, ее долго варят, а потом режут на мелкие куски и прожаривают, заправляют маслом и специями и подают на закуску.
Трубачи – съедобные брюхоногие. Их отличает характерная форма раковины и массивная мясистая нога. Мелких средиземноморских трубачей варят в раковинах, потому что сырыми их оттуда не достать. А у крупных трубачей Карибского моря в основании конуса пробивают отверстие, подрезают мускул и, зацепив спицей-крючком за ногу, вытаскивают. Их слюнные железы ядовиты, поэтому повара обязат