Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Кто и когда изобрёл способ изготовления цветного стекла?

Счастливая Гений (50117), закрыт 17 лет назад
Лучший ответ
*@ Екатерина @ * Гений (86326) 17 лет назад
Окрашенные стекла изобрели не вчера — они появились даже раньше полностью прозрачных. В античные времена мастерам не удавалось приготовить достаточно чистое сырье, и все производимые тогда стекла были «тонированными» . В средние же века технология изготовления цветных стекол достигла больших высот. В расплавленную стеклянную массу добавлялись соли различных металлов, и цвета получались очень сочными, яркими, а сами стекла — долговечными. Некоторые средневековые витражи сохранились до сих пор. По подобной технологии окрашенные стекла изготавливают до сих пор, в том числе и в промышленных масштабах. Но для смены цвета на предприятии нужно остановить конвейер, сменить шихту, затем неделю придется выпускать брак, чтобы после этого в течение месяца изготовить годовой запас стекла одного тона. Омертвление капитала высочайшее. А потому в России эта технология используется лишь Саратовским институтом стекла, цветовая палитра продукции которого очень ограничена, и продается такое стекло примерно по 350 руб. за кв. м. Зарубежные же производители выпускают стекла широкой цветовой гаммы, но 1 кв. м их продукции стоит не менее 25 евро. Между тем спрос на тонированное стекло постоянно растет — его все чаще используют при остеклении и зданий, и автомобилей.
Французское слово «витраж» (vitrage) происходит от латинского vitrum, что означает «стекло» . В V—VII веках цветное стекло, состоящее из алебастра и селенита, вставляли в окна домов европейской знати. Бесцветного стекла делать тогда не умели: в исходной массе было слишком много примесей, которые, собственно, и придавали ей различные цветовые оттенки, создавая своеобразный узор.

Примерно в этот же период такое стекло — витраж — как элемент декоративного украшения стали использовать в строительстве католических храмов. Витражный орнамент в английском монастыре св. Павла, датируемый 686 годом, является одним из первых дошедших до нас витражей. Он выполнен из неоднородного, непрозрачного стекла и из тонких прозрачных каменных пластин.

Однако археологические раскопки дают основание полагать, что простейшие витражи существовали еще в Древнем Египте во II тысячелетии до н. э. , а в Древнем Риме — с I века нашей эры. В X—XII веках сначала в романских, а затем в готических храмах простые геометрические и растительные орнаменты уступили место сюжетным композициям. Для изготовления цветного стекла стали использоваться оксиды и соли металлов: железо давало зеленый цвет, кобальт — синий, золото — рубиновый, а селен — всевозможные оттенки от нежно-розового до насыщенного красного.

В эпоху Возрождения мастера добивались не столько насыщенности цвета, сколько световой игры. В соборах витражи с более холодными цветами украшали северные и восточные стены, более теплые переливались под лучами солнца на южных и западных сторонах. Позже стали делать витражи из окрашенного стекла, которое передавало мельчайшие цветовые оттенки и пропускало солнечный свет в зависимости от толщины нанесенного красящего слоя.

Тонко растертые оксиды металлов смешивались с легкоплавким стеклом и замешивались на воде, вине или растительном масле, а затем тонким слоем наносились на стекло, которое после каждого слоя обжигалось в печи. Наконец, уже в наше время появились яркие, но недолговечные псевдовитражи с лаковыми или пленочными покрытиями на простом стекле.
Остальные ответы
alecs Мыслитель (5478) 17 лет назад
а точно никто не знает... где то в Китае ещё 3 тысячи лет назад..
Пользователь удален Знаток (323) 17 лет назад
ненаю может Ломоносов может Китайцы
Евгения ЛогуноваЗнаток (268) 9 лет назад
Ломоносов
Аня Яковлева Мастер (1656) 17 лет назад
История мозаики начинается в Древней Греции. Уже в Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века. Возникновение самого слова "мозаика" окутано тайной. По одной из версий оно происходит от латинского musivum и переводится как "посвященная музам". По другой - это всего лишь opus musivum, то есть одна из разновидностей кладки стены или пола из мелких камешков. В эпоху поздней Римской империи мозаику уже можно встретить практически везде - и в частных домах, и в общественных сооружениях. По большей части ею отделывают пол, на стенах же предпочтение отдают фрескам. В результате рождаются нарядные и по-настоящему величественные пространства, достойные знати.

Римские мозаики выкладывались из маленьких кубиков (столбиков) смальты (глушеного стекла - непрозрачного и очень плотного) или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки.

Раннехристианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Золотые кусочки смальты таинственно переливались и играли на сводах и стенах храмов, прекрасно передавая нерукотворное Божественное сияние. Позже, под долгим гнетом татаро-монгольского ига, искусство выкладывания мозаики во многих странах было забыто и заменено более простой и дешевой техникой фрески.

Возникшая в XII веке флорентийская мозаика отличалась от римской тем, что рисунок создавался не из мелких кубиков, а из точно подогнанных друг к другу разноцветных пластинок мрамора и яшмы. Эта техника была заимствована из мебельного искусства, в котором получила известность как интарсия. Правда, в отделке мебели вместо камня использовалось дерево.

Казалось, композиции из смальты навсегда ушли в прошлое. Но это длилось лишь до XVIII века, когда русский ученый Ломоносов заново изобрел технику изготовления глушеного цветного стекла. И сразу же в России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики. Дальше - больше. На Урале, по мере расширения добычи камня, появляется русская мозаика. В ней получили дальнейшее развитие идеи флорентийской мозаики. Теперь в ход идут не только мрамор и яшма, но и полудрагоценные самоцветы - малахит, лазурит и т. д. Помимо гладких стен и сводов, мозаикой стали выкладывать всевозможные архитектурные детали (колонны, пилястры) и декоративные предметы, имеющие сложную форму и фасонную поверхность (вазы, чаши, шкатулки) . Для создания более выразительных произведений русская мозаика использовала не просто цвет камня, но и его естественный рисунок.
Олег Агафонов Просветленный (29595) 17 лет назад
Цветное стекло появилось с самого начала, оно изначально было цветным. И тут мы имеем очень забавный парадокс, в течение достаточно долгого времени стеклоделы старались его обесцветить, превратить в абсолютно прозрачное и чистое, подобное горному хрусталю. А в 17-18 веке с таким же упорством, с приложением колоссального количества сил, с бесконечными экспериментами, начали его окрашивать. И давалось это не слишком легко.
А какую технику использовали?
Ну, например, рубиновых стекол основных, то есть стекол красного цвета, вычленяют три основных: медный рубин, когда стекло окрашивается солями меди, золотой рубин, соответственно солями золота, и, так называемый, розолин, селеновый рубин, очень редкий, очень дорогой, потому что сам металл селен достаточно большая редкость. Цвет красный соответственно будет разным, медный рубин имеет немножко коричневатый кирпичный оттенок, ярко-красный – золотой рубин и кисельно-розовый – золотой розолин. Синий цвет – это кобальт или соли железа. Точно так же соли железа дадут вам на другие соли зеленый цвет и так далее, модно продолжать до бесконечности. Таблица Менделеева для окрашивания стекла представлена почти полностью.
...
Интересный вопрос!
Удачи Вам!
Источник: http://www.echo.msk.ru/programs/kremlin/43130/
Похожие вопросы