Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Лидеры категории
Людмила Людмила
Просветленный
Антон Владимирович Антон Владимирович
Искусственный Интеллект
GWAR GWAR
Искусственный Интеллект
Алёна Alex Mishin Secret Просто дед •••

Что известно об истории изразцов?

Гений (78216), закрыт 8 лет назад
Лучший ответ
К древнейшей их разновидности относятся так называемые ''горшковые'' изразцы. Древнего Рима, получившие преобразование в Европе в эпоху средневековья в прямоугольные, имеющие в задней части румпу, т. е. глиняную коробку для крепления изразца к стене. Горшковые изразцы происходят из слоя XIV- XVI вв. Они формировались на гончарном круге; ранние (XIV-XV вв. ) - на ручном, со значительной примесью крупнозернистого песка, поздние (XVI в. ) - на ножном из красножгущейся глины хорошего качества без явно грубых включений в её состав.
Коробчатые изразцы, пришедшие на смену горшковым, в зависимости от технологии, разделяются на большие группы:
1) Терракотовые рельефные (кон. XVI - XVIII вв.) ;
2) Зелёные поливные рельефные (XVII в.) ;
3) Полихромные рельефные (кон. XVII-XVIII вв.) ;
4) полихромные расписные (XVIII в) .
Технология изготовления коробчатых изразцов XVI-XVII веков сложнее технологии производства горшковых изразцов и показывает качественно-новый уровень гончарного ремесла поздефеодального периода. Лицевая пластина коробчатых изразцов оттискивается в специальных формах, изготовленных из дерева или глины (матрицах) . На матрице вырезался орнамент, который затем передавался изразцу. Красота изразцового убранства зависела в древности от искусства мастера, резавшего деревянные формы для изразцов. Недаром само слово ''изразец'' - это то, что вырезано, обработано.
Первые изразцовые печи на Руси появились около 400 лет назад в XVI веке. Изразцы, украшавшие их, по цвету глины, из которой они формовались, были названы красными. Рельефные изображения на них рассказывали о военных походах, осадах крепостей, конных выездах, фантастических и реальных животных и растениях. Изготавливали их в гончарных слободах больших городов. По сей день при археологических раскопках находят изразцы и их фрагменты. Расцвет русского изразцового искусства наступает во второй половине XVII века, когда получают распространение поливные изразцы, сверкающие зеленой глазурью, «муравой» или многоцветные, так называемые «ценинные» .



Ими стали облицовывать не только печи, но и наружные стены зданий. Изразцы были больших размеров с высокорельефным изображением: яблок, груш, диковинных ананасов и винограда, цветов со сложным с переплетением стеблей, птиц на ветках и даже русских мужичков. Муравленые и ценинные печи можно было увидеть только в царских и боярских покоях, приказных палатах, в богатых монастырях. «А знатные да богатые, те кладут печи у себя в домах изразцовые» , -отмечают современники. Впервые многоцветные изразцы стали делать белорусские мастера, много из которых бежало на Русь от польских и литовских угнетателей. Многие из них селились в Москве в Гончарной и мещанской слободах, у них учились русские гончары искусству поливных изразцов. Искусство их сплелось и стало неразличимо. Были мастера керамики и в далеких северных городах Тотьме, Сольвычегодске, Великом Устюге, прославился изразцовым убранством церквей богатый торговый город Ярославль.
В XVIII веке изразцами облицовывают только печи, изящные стройные сооружения с колонками, украшавшие парадные залы и жилые помещения дворцовых построект и дворянских усадеб. По указу Петра I начинают изготавливать плоские живописные изразцы с изображением «трав разных» и «всяких фигур человеческого, звериного и птичьего видов» . Неизвестные живописцы поведали нам о быте, нравах, обычаях того времени.
Подлинное возрождение русской керамики было связано с возникновением в 1890 году Абрамцевской керамической мастерской под руководством М. А. Врубеля. Здесь работали крупнейшие русские художники Васнецовы, Серов, Коровин, Головин и другие. Печи, камины, панно и отдельные изразцы, изготовленные ими, по своим формам, сюжетам, не всегда напоминают древнерусские, но повторяют их сияющие краски и праздничность.
Остальные ответы
Понятие керамики (греч. ke-ramos - глина) объединяет в себе изделия из глиняных масс, которые, для придания им свойств долговечности и прочности, прошли однократный или многократный обжиг.

История изразцового искусства уходит своими корнями глубоко в прошлое. В России оно было создано народными умельцами - выходцами из ремесленной части населения. Красные терракотовые изразцы впервые начали делать в Москве. Их формовали в резных деревянных формах, сушили, а затем обжигали. Печь, облицованная такими изразцами, могла поведать и о мифологических героях, и о сказочных персонажах, и о сценках из повседневной жизни тех лет. Позднее все эти сюжеты стали художественной основой рельефных изразцов с зеленой поливой.

Рельефные многоцветные изразцы впервые появились в середине XVII века на территории современной Белоруссии. Там изготавливали глухие (непрозрачные) оловянные эмали четырех цветов: белого, желтого, бирюзово-зеленого и синего. Еще использовалась прозрачная полива коричневого цвета, которая на красном черепке давала разнообразные коричневые оттенки. Такие изразцы получили название це-нинных. Печи, облицованные многоцветными изразцами, украшали внутреннее пространство храмов, царских покоев и боярских палат.

В начале XVII века, когда Петр I строил новую столицу, в моду входит расписная дельфтская керамика - фаянс. Для обучения кафельному делу в Голландию отправлялись лучшие русские гончары Стрельнинского кирпичного завода.

Во второй половине XVIII века появился новый тип изразца, названный «ковровым» . Здесь сюжеты на плит­ках заключались в обрамления и вместе составляли определенную композицию «коврового характера» .

В XIX веке в связи с революционными преобразованиями жизни и быта в России спрос на изразцы падает. Ручная штучная работа мелких ремесленников не выдерживала конкуренции со стремительно врывавшимся в жизнь крупным поточным производством. Закрывались одна за другой артели мастеров, и к началу XX века секреты русского изразца были почти утеряны.

Водоворот событий конца XX века в корне меняет уклад жизни на постсоветском пространстве: начинается возрождение многих незаслуженно забытых искусств, исконно русских традиций, ремесел и промыслов .

Конечно, мастера и художники фирмы не слепо копируют образцы работ своих предшественников, а сочетают традицию с поиском новых идей и замыслов, создавая каждый раз самобытные и необычайно красивые вещи.
Похожие вопросы
Также спрашивают