Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Какие стихотворные размеры (метры) существуют в русском языке?

Юрас Дорофеев Мудрец (18916), закрыт 16 лет назад
Пожалуйста, перечислите каждый из них, и если можно с примрами
Лучший ответ
Ludmila4000 Мудрец (12940) 16 лет назад
Стихотворный размер определяет ритм стихотворения.  Стихотворный  ритм образуется с помощью правильного чередования ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов в стопе.
Стопа-это группа слогов, в которой один ударный слог сочетается с  безударным слогом ( безударными) .
Стихотворный   размер  ( метр ) бывает двусложным и трехсложным - в зависимости от количества слогов в стопе.

Ямб-это двусложный  стихотворный   размер  с ударением на втором слоге. Ритм стихотворения, написанного ямбом, - сильный, энергичный.

Например
Горит восток зарею новой.                              
Уж на равнине, по холмам                               
Грохочут пушки. Дым багровый                 
Кругами всходит к небесам…                        
(А. С. Пушкин)

Хорей - двусложный  размер  с ударением на первом слоге. Ритм стихотворения более мягкий, завораживающий.
Например:
Солнце за день нагулялося,                  
За кудрявый лес спускается;                
Лес стоит под шапкой темною,           
В золотом огне купается.                     
(И. С. Никитин)

Дактиль – трехсложный  стихотворный   размер  с ударением на первом слоге. Это тревожный, волнующий и в то же время однообразный, мерный, похожий на шум прибоя ритм.
Например:
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там - на просторе,
Тот же всевечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.
( Ф. И. Тютчев)

Анапест – это трехсложный  размер  с ударением на последнем слоге. У слушателя появляется ощущение взволнованной, откровенной речи –  чувствуется сбивчивое дыхание.
Например:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной? »
(И. А. Бунин)

Амфибрахий – трехсложный  стихотворный   размер  с ударением на втором слоге. Это гибкий, пластичный, близкий к разговорной речи ритм.
Например:
Все синие, серые, карие глазки
Смешались, как в поле цветы…
(Н. А. Некрасов)                
    
Ритмический узор стихотворения образует не только  стихотворный   размер , но и пропуски ударений в стопе (пиррихий) , а также не метрическое («лишнее» ) ударение – спондей:
Например:
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон
И смерть и ад со всех сторон.
 (А. С. Пушкин)

mbov.fio.ru/vjpusk/vjp018/rabot/06/new_page_4.htm
Ludmila4000Мудрец (12940) 16 лет назад
Про пиррихий и спондей к вопроу уже не относится. Это так, чтобы Вы смогли блеснуть эрудицией, если потребуется.
Ludmila4000Мудрец (12940) 16 лет назад
Прочитайте еще тут про метры, более научно: http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/066/66547.htm
Юрас Дорофеев Мудрец (18916) Спасибо за подробный ответ. Браво!
Остальные ответы
Андрей Романов Просветленный (30344) 16 лет назад
Наиболее распространены в разное время в русском языке были: силабо-тонический размер, гекзаметр, ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест, менее известные- дохмий, логаэд, дорткветт, квидухатт и, вероятно, есть и еще какие- нибудь.
М Дещенко Мастер (1239) 16 лет назад
Что такое МЕТР. Что такое РАЗМЕР.

Метр - это маленький повторяющийся кусочек ритмического рисунка. Из таких кусочков складывается базовый узор ритмики стиха. В конкретном стихе понятию метр соответствует понятие стопа - несколько слогов с ударением на определенном месте.
Размер - это несколько стоп метра, составляющих ритмическую основу отдельных строк и текста в целом.

Попросту говоря: берем несколько стоп метра, соединяем вместе. Это и есть размер.
Еще проще говоря: если представить себе, что шахматная доска - это стих, белая клетка - ударный слог, а черная - безударный, то про первую "строку" можно будет сказать, что метр у нее - хорей, стоп четыре, стало быть, размер - четырехстопный хорей. Про вторую "строку" - то же, только метр у нее будет ямб. Метр - ямб, стоп четыре, размер - четырехстопный ямб.
Какие бывают МЕТРЫ

Метры в русской поэзии бывают: двухдольные, трехдольные, иногда четырехдольные. Остальное существует в теории, и редко встречается в жизни.
Двухдольный метр - это такой метр, у которого слогов два.
Трехдольный - у которого слогов три.
И так далее.

Вопрос: а можно, я буду писать стихи десятидольным метром? Это нужно мне для Самовыражения!! !
Ответ: можно. Если в вашем русском языке найдется достаточно восьми-(или больше-)-сложных слов. Или если вы будете писать только односложными словами. Например, так: "ну ах, ах, ах, ну ах, ах, ах, ой, ВОТ!!! ".
Двухдольные метры: ХОРЕЙ и ЯМБ

ХОРЕЙ - это двухдольный метр, где первый слог ударный (а второй, соответственно, безударный) . Как в первой "строке" шахматной доски, если мы решим, что белая клетка - это ударный, громкий слог.
ЯМБ - то же самое, только первый слог безударный, а второй - ударный. Как во второй "строке" шахматной доски.
Четырехстопные оба картинкой:

ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ХОРЕЙ:
(буря мглою небо кроет)
ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ:
(во глубине сибирских руд)
Вопрос: но ведь в строке "во глубине сибирских руд" не ударяется слог "глу", это же глупо!
Ответ: совершенно верно. В данном случае системное ударение размера не совпадает с реальным ударением, которое звучит на чтении согласно языку. Если писать двухдольным размером так, чтобы каждое системное ударение размера звучало реально, стих будет неживым, негибким, похожим на марш.
Поэтому всегда есть разница между системными ударениями и реальными. Это дает строке "дыхание", а все живое должно дышать, чтобы жить.

Вопрос: тогда зачем вообще нужны все эти метры и системные ударения, если их можно не соблюдать?
Ответ: затем, чтобы читатель или слушатель их ждал. Когда ударение на системном своем месте - оно создает ритмическую опору, основу ритмики строки (а потом - стиха в целом) . Когда его там нет, возникает ощущение движения, дыхания. К тому же, если вы напишете строку, в которой метра не будет вовсе (или ударения будут хаотически беспорядочными) , то у вас вообще не выйдет никакого ритма, и строка ваша будет, как манная каша, такая же красивая.

Вопрос: все так сложно, да?
Ответ: ничего это не сложно. Если вы захотите порисовать на шахматной доске, вы же не станете тупо раскрашивать белые клетки в зеленый, а черные - в синий цвет, ага? Получится та же шахматная доска, только необычной расцветки. А вот если поверх клеток нарисовать не такой клетчатый узор или орнамент, то глаз будет воспринимать этот узор вместе с клетками. Клетки дадут основу ритма, канву для ритмической вышивки, а нарисованные вами линии - настоящий ритм стиха, его дыхание и жизнь.
Трехдольные метры: ДАКТИЛЬ, АМФИБРАХИЙ, АНАПЕСТ.

ДАКТИЛЬ - три слога, первый из них ударный.
АМФИБРАХИЙ - три слога, ударный слог - второй, т. е. средний.
АНАПЕСТ - три слога, последний ударный.

ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ:
(кружится, кружится шарф голубой)
ТРЕХСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ:
(хороший размер амфибрахий)
ТРЕХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ:
(разгораются тайные знаки)
Вопрос: в первом примере последняя стопа не целая, только начало от нее. В третьем примере тоже. Почему тогда в первом случае размер чет
Irina Kozhukhova Мыслитель (5356) 16 лет назад
Давай я тебе про метры в английском расскажу? Даже с примерами=)
Источник: Лекция по стилистике английского языка=)
Похожие вопросы