Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

В чем отличие поэзии Тютчева от поэзии Фета?

Елена Сахарова Профи (828), закрыт 16 лет назад
Лучший ответ
georg Гуру (2995) 16 лет назад
1. «Птичий» пантеон в поэзии А. Фета чрезвычайно разнообразен: это не только традиционно-поэтические «соловей» , «орел» , «лебедь» , «ворон» , «ласточка» , «жаворонок» , «голубь» , «чайка» , но и более «прозаические» перепел, сыч, кулик, лунь, петух, снегирь, синица, дятел, коростель, малиновка, чибис, журавли и т. д. Каждая птица задается в составе своего, глубоко оригинального поэтического комплекса. Фет проявляет себя необычайно зорким, наблюдательным художником, его отличает стремление к детализации при изображении окружающего мира. На эту особенность поэзии Фета указывали такие исследователи, как Б. Бухштаб [Бухштаб 1970: 133], В. Н. Касаткина [История 1998: 145] и др. Птицы у Фета являются частью прекрасного в своем богатстве и разнообразии земного мира природы. Голоса звенящих малиновок соединяются с ароматом цветущих яблонь («Цветы») , журавли тянутся над липником замолкнувшего сада («Псовая охота») , соловей «не смеет запеть в смородинном кусте» («Еще весны душистой нега» ) и т. д.

В отличие от Фета, «птичий» пантеон в поэзии Ф. Тютчева менее разнообразен. В его стихах находим таких птиц, как орел, лебедь, соловей, ласточка, коршун, жаворонок, голубь, ворон, гуси, утки. Если Фет стремится в своих стихах к детализации, его птицы «озвучивают» самые разные пейзажи, то у Тютчева они как-то мало связаны с земной природой, ее богатством и разнообразием. Возможно, это объясняется особенностями поэтического мировидения Тютчева, который стремится не столько к созерцанию природы, ее явлений, сколько к их философскому осмыслению.

Птицы у него занимают пограничное положение в пространстве: они как бы соединяют разные начала, разные стихии - земную и небесную, земную и водную, небесную и водную. Причем «родной» оказывается для тютчевских птиц как раз не земная, а небесная или водная стихии. Птицы парят в воздухе («И гроб опущен уж в могилу») , поднимаются ввысь («С поляны коршун поднялся») , гнездятся в вершинах деревьев («Так в жизни есть мгновения») , застывают на глади озера («Лебедь») . Человек не просто наблюдает за птицами, он как бы сливается с ними душой. Поэтому птица почти всегда романтический образ-символ, проводник в мир инобытия (см. , например, стихотворение «С поляны коршун поднялся») .

2. Как Фет, так и Тютчев осмысляют образ птицы не просто как деталь, знак пейзажа, но стремятся к его символическому осмыслению. Особенно показателен в этом плане образ соловья в ноктюрнах Фета. Поэт запечатлевает особые, неповторимые мгновения, когда лирический герой постигает красоту природы, чувствует себя счастливым, любит и любим, и соловьиная песнь воспринимается им как своеобразный «луч» (В. Соловьев) , соединяющий душу человека с вечностью, идеальным, возвышенным. Мифологической семантикой наполняется образ-символ соловьиного сада: это аналог рая, «чудное мгновение» жизни, «реальнейшее» (В. Иванов) .

У Тютчева любимой птицей является не соловей, а лебедь. Для поэтов-романтиков пушкинской поры да и их предшественников (Г. Державин) образ лебедя связывался главным образом с представлениями о поэте и поэзии. Тютчев значительно расширяет спектр значений этого образа. Для него лебедь - олицетворение божества, чистоты, красоты, русского национального космоса («Лебедь») , любви, воспоминаний, меланхолии, смерти, загробного мира («Осенней позднею порою» , «Утихла биза… Легче дышит») .

3. Птицы в поэзии Фета являются важной составляющей гармонической картины мира, одним из средств создания «вселенной любви и красоты» . Так, пение петухов на заре («Спи - еще зарею») , голос кукушки («Кукушка») , соловьиные трели («Еще весна, - как будто неземной» ) исполнены для поэта невыразимой прелести, «отрадной неги» , становятся средством раскрытия «музыки души» , «невыразимого» .

В поэзии Тютчева птицы связаны не только с гармонией, красотой, но и с дисгармонией, хаосом. Если для Фета поэзия - это только мир красоты, любви и счастья, а ноты печали, тоски и дисгармонии возникают из-за ощущения быстротечности быт
georgГуру (2995) 16 лет назад
В поэзии Тютчева птицы связаны не только с гармонией, красотой, но и с дисгармонией, хаосом. Если для Фета поэзия - это только мир красоты, любви и счастья, а ноты печали, тоски и дисгармонии возникают из-за ощущения быстротечности бытия, невозможности быть всегда молодым и влюбленным, то у Тютчева состояние умиротворения и гармонии - лишь редкие проблески, озаряющие жизнь, полную противоречий и страданий (см., например, стихотворение «Так, в жизни есть мгновения», где птицы «небесные» являются символом обретаемой поэтом на краткий миг неземной гармонии). Тютчев включает образы птиц в картину грозового пейзажа («Весенняя гроза», «Успокоение»). Гроза принадлежит к явлениям возвышенного дисгармонического, тогда как птичье пение всегда рассматривалось как явление возвышенного гармонического, прекрасного. Тютчев не противопоставляет раскаты грома и птичье пение, а показывает их диалектическую взаимосвязь. Прекрасное рождается из громовых раскатов, блеска молний, возвышенного дисгармони
КошкаГуру (3064) 16 лет назад
Кто гармонию алгеброй поверяет, а кто и - орнитологией...
Остальные ответы
Алекс Пан Гуру (2605) 16 лет назад
В авторах
Grana PadanoМастер (1717) 16 лет назад
милый ребеночек
Алекс Пан Гуру (2605) мне тоже нравится ;-)))
Ольга Левакова Профи (539) 16 лет назад
Каковы основные темы лирики Тютчева и Фета? Почему оба поэта отказывались затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы? Как отразилась жизненная трагедия обоих поэтов в их любовной лирике? Каковы основные отличия поэзии Тютчева от лирики Фета? Какую роль сыграла поэзия чистых лириков в истории русской литературы? Ответы Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой. Расцвет творчества Тютчева и Фета приходится на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно отвергалось чистое искусство во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость. Всю свою жизнь Фет отстаивал чистую красоту, которой служит свободное искусство, он был уверен, что никакие социальные преобразования не могут принести в мир свободу и гармонию, ибо они могут существовать только в искусстве. Политическое мировоззрение Тютчева во многом совпадает с фетовским. Поэт видел в революции только стихию разрушения, спасение от кризиса, охватившего Россию, следовало, по мысли Тютчева, искать в единении славян под эгидой русского всеславянского царя. Такая христианская империя, по его убеждению, сможет противостоять революционному и антихристианскому Западу. Однако реальные исторические события не отвечали идеалистическим устремлениям поэта. Россия проиграла Крымскую войну, а реформа 1861 года вскрыла острые социальные конфликты. Судьба России, писал Тютчев, уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь одна приливающая волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход. Многие современники Тютчева и Фета,...
Похожие вопросы