Эпиграмма А. С. Пушкина на генерал-губернатора М. С. Воронцова:
Полу-милорд, полу-купец,
полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
В тексте эпиграммы Пушкин предвосхитил дальнейшее развитие событий. Граф Воронцов совершил, наконец, подлость, вследствие которой поэт был выслан в село Михайловское под полицейский надзор. Таким образом граф Воронцов освободил Пушкина от государственной службы и оставил его без средств к существованию.
Пушкин именует графа Воронцова полукупцом. Это намек на то, что граф был замешан в коммерческих делишках сомнительного свойства, что, по нравам того времени, было не к лицу графу и непозволительно для генерал-губернатора?
В отличие от наших современников, в том числе тех, которые участвуют в проекте «Ответы» , в XIX веке люди трепетно относились к таким понятиям, как честь и достоинство. Видимо, поэт догадывался о теневой деятельности генерал-губернатора. Это грозило карьере графа, и компромисса быть не могло. (Аналогично и в разборках. )
Вот здесь
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] написано (и снова очевидна аналогия с Ответами вообще, и с ЗФ, в частности) :
«С одной стороны, поклонники Пушкина должны быть благодарны графу Воронцову. Его действия способствовали расцвету таланта поэта. С другой стороны, это обстоятельство не стоит ставить графу в заслугу. Его поступки не делают ему чести. Он совершил подлость по отношению к поэту (и, судя по всему, не только) . Личные качества Воронцова как нельзя более точно описаны Пушкиным в эпиграмме. Все остальные дела, которые пытаются поставить в заслугу Воронцова его сторонники, следует рассматривать через призму корыстных интересов генерал-губернатора.
При этом не следует забывать, что, как тогда, так и теперь высокопоставленного чиновника всегда окружает толпа желающих славословить в адрес своего начальника и восхвалять его деяния. Писать оды и песни в его честь. Ставить ему памятники и вывешивать его портреты в своих кабинетах. Со сменой начальника меняются и портреты, и памятники. Кому, как не русскому человеку, до боли знакома эта картина? Поступками этих людей движет психология раба. Как больно и неприятно видеть, что эта психология раба до сих пор живет в крови русского человека в наш просвещеный XXI век».