Роса в мифологии разных культур. Символизм росы?
Роса, неведомо как появляющаяся утром, всегда в традиционном народном сознании обладала магической значимостью. В классической мифологии роса - дочь Луны, дитя Селены и Зевса, а в более поздние времена она стала символизировать девственность, вещь драгоценную и быстро уходящую.

В прошлом врачи часто прописывали росу при воспалении глаз, кожных заболеваниях и чесотке. Втянутая через нос, она устраняла головокружение, а собранная с листьев фенхеля или чистотела - обостряла зрение.
Самой действенной - и для добрых целей, и для дурных - была майская роса, то есть роса, собранная ранним утром первого мая.
Вера в то, что умывание росой, желательно собранной под дубом, способствует хорошему цвету лица, разделялась в свое время всеми женщинами - от сельских жительниц до придворных дам. Существуют записи о том, как в ХVI веке Екатерина Арагонская в сопровождении 25 своих фрейлин выходила первого мая собирать росу, чтобы сохранить хороший цвет лица.
Аналогичное поверье существовало в Испании, Италии, Франции, России.
Верили, что, если страдающий зобом (базедовой болезнью) соберет майскую росу до рассвета на могиле молодого человека, три раза проведя рукой над могилой от головы к ногам и потом приложив собранную росу к зобу, он вылечится.
Роса, неведомо как появляющаяся утром, всегда в традиционном народном сознании обладала магической значимостью. В классической мифологии роса - дочь Луны, дитя Селены и Зевса, а в более поздние времена она стала символизировать девственность, вещь драгоценную и быстро уходящую.
* * *
В прошлом врачи часто прописывали росу при воспалении глаз, кожных заболеваниях и чесотке. Втянутая через нос, она устраняла головокружение, а собранная с листьев фенхеля или чистотела - обостряла зрение.
Самой действенной - и для добрых целей, и для дурных - была майская роса, то есть роса, собранная ранним утром первого мая.
Вера в то, что умывание росой, желательно собранной под дубом, способствует хорошему цвету лица, разделялась в свое время всеми женщинами - от сельских жительниц до придворных дам. Существуют записи о том, как в ХVI веке Екатерина Арагонская в сопровождении 25 своих фрейлин выходила первого мая собирать росу, чтобы сохранить хороший цвет лица.
Аналогичное поверье существовало в Испании, Италии, Франции, России.
Согласно традиционным русским представлениям, роса появляется на растениях лишь после того, как в Юрьев день земля впервые «растворяется» , «раскрывается» . Ее выпускает святой Георгий вместе с первой зеленью. «Юрьевская» роса почиталась целебной: «Юрьева роса от сглазу, от семи недугов» .
Ритуальные обходы полей в Юрьев день повсеместно включали сбор росы, которую впоследствии использовали, в частности, как лекарственное средство.
Считалась целебной и роса, собранная на Ивана Купалу. «Ивановскую» росу использовали, «чтобы прогнать всякую болесть» , например, промывали глаза и лечились от угрей и прыщей на лице. Собирали ее в крынки для молока: водили скатертью по росистой траве и затем выжимали ее.
Естественно, собирали магическую росу и ведьмы. На ней они варили свои колдовские зелья. И не только.
Летом, чаще всего в июне, ведьмы-коровницы и по сей день отбирают молоко у коров, портят их. У порченной коровы или удой уменьшается, или молоко становится жидким, лишенным сливок. Это значит, что молоко и сливки «отобраны» ведьмой и перенесены на ее коров, у которых, вследствие колдовства, молоко становится настолько густым, что во время доения сбивается в комочки масла.
РОСА— атмосферное явление, получающее в народной метеорологии мифологическое объяснение. По одним верованиям, Росу «сеют» звезды (серб.), она «спадает» с Венеры (укр.) или «падает с неба» (бел., укр., пол.) ночью (болг.); Роса, как и дождем и громом, распоряжается св. Илья, ее могут сеять на землю вилы (болг.), русалки (укр.); по другим поверьям, Роса «выходит из земли» (бел., укр., пол.), Роса — это «пот земли» (болг.). Болгары Пловдивского края верили, что летающий змей питается молоком и Росой, а белорусы — что из Росы родятся слепни и оводы. По Росе гадают о погоде: обилие Росы обещает хорошую погоду; реже густая и не просыхающая к утру Роса считается предвестием дождя (черногорцы, гуцулы).
Роса часто именуется «Божьей», ей приписываются целебные и магические свойства: она наделяет пчел медом, коров — обильным молоком, людей — здоровьем. Особенно почитается юрьевская, ивановская и троицкая Роса. У болгар было принято утром в день св. Георгия кататься по росистой траве для здоровья. У словенцев был обычай умываться Росой или ходить босиком по росистой траве утром в Иванов день.
Русские также верили в продуцирующие способности ивановской росы. Корову после отела обмывали березовыми вениками, связанными в Иванов день и лежавшими под ивановской росой или под тремя росами . После Иванова дня молоко в кринках ставили «под три росы», чтобы увеличить удои. Девушки из Московской губ. в купальское утро брали чистые полотенца, таскали их по полю, а затем выжимали, сливая росу в бутылку, чтобы впоследствии применять ее как лекарство от головной боли . В Сербии в окрестностях Болевца девушки утром Иванова дня «обирали росу» для целей любовной магии; они платками собирали Росу с житного поля, после чего каждая дома замешивала на Росе небольшой круглый хлебец из пшеничной муки с отверстием посередине; через это отверстие надо было посмотреть сначала на солнце, а потом на своего избранника.
Словенцы наделяли магической силой прежде всего троицкую Росу. Девушки умывались росой с ржаного, пшеничного или овсяного поля, чтобы быть красивыми, не иметь на лице веснушек, чтобы хорошо росли волосы, чтобы не болели глаза и т.п. Для этого надо было встать пораньше, чтобы опередить ведьм, которые придут собирать Росу для своих колдовских нужд. Умывание росой часто предписывалось тем, кто приступал к лечению заговором, гаданию или другим магическим ритуалам, и считалось условием их успеха . Словенские хозяйки замешивали на троицкой Росе хлебец, который служил закваской на все лето. Подобным образом болгары заквашивали молоко ивановской Росой. .
[ссылка появится после проверки модератором]
Многие легенды и предания отмечают неземное происхождение этой драгоценной влаги. В античной мифологии Роса, которая окропляла земные травы серебристыми бусинками, была дочерью Зевса и Луны. Богиня-дева западносемитской мифологии Тиннит считалась подательницей животворной росы. У народов майя божеством дождя и росы выступал Ицамана. Подобную функцию исполнял староиндийский Сома. В Древней Греции в июне во время праздника аррефорий чествовали Афину, которая призвана была даровать росу для посевов. Скандинавская мифологическая система описывает мировое дерево Игдрасиль, покрытое «медвяной росой», китайская — святого, бессмертного Сяня, который «вдыхал ветер», «пил росу». Покровитель лошадей в латышской мифологии Усиньш связан с медом и золотой росой. Древние армяне считали, что горы и равнины покрываются росой тогда, когда божество солнца Арэв совершает утреннее омовение. В древнекитайской мифологии после смерти первого человека Паньгу части его тела дали начало конкретным космическим явлениям, элементам рельефа. Пот, например, стал росой. В славянских сказаниях бусинки росы выступали зачастую слезами Богородицы. Южные славяне славили Додолу, которая вызывала влагу, в том числе и росу. .http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=9845
Во многих мифопоэтических традициях считается, что все, что нисходит с небес, носит священный характер, и в этом смысле роса имеет значение благословенного дара неба.
Роса - предвестник рассвета и приближающегося дня, символизирует чистоту, свет, духовное просветление, божественное Слово, святой дух; сладкая роса - это мир и преуспевание. Роса связана с идеей омоложения и бессмертия, но в тоже время может олицетворять недолговечность, эфемерность, иллюзию.
В Китае "дерево сладкой росы", растущее на священной горе Кунь-Лунь, символизирует бессмертие, является центром мира и принимает на себя символизм Древа Жизни.
В буддизме "Ворота сладчайшей росы"- буддийское учение. "Сладкая роса", амрита - это нектар богов, святая или чудодейственная вода бессмертия, проливающаяся с небес на земные цветы.
Роса, кроме того, является буддистской эмблемой недолговечности, мимолетности.
В Каббале роса - это воскресение. Мертвые возрождаются Росой Света, испаряющейся с Древа Жизни.
В Месоамерике роса священного кактуса символизирует бессмертие.
В античности росу символически связывали с посланницей богов Иридой, чье одеяние состояло из переливающихся цветами радуги капель росы, и с богиней утренней зари Эос (считалось, что роса - это слезы Эос) .
У неоплатоников это естественная оболочка душ.
В христианской символике небесная роса - дар святого духа, она оживляет и освежает засохшие души. "Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов" (Исайя 26:19).
Роса является олицетворением божественного Слова: "…По всей земле сушь была прежде: идольской ложью народы одержимы; и потому росы благодатной не приемлют; только в иудее знаем был бог… кончилось иудейство, и закон отошел. Жертвы не приняты, ковчег и скрижали, и очистилище отнято. По всей же земле роса, по всей же земле вера распространилась… (чтобы) сынов своих в нетление облачить". (Иларион, митрополит киевский "Слово о законе и благодати").
У алхимиков роса - это зародыш философского камня и один из символов первоматерии (Materia Prima). Восточные славяне считали росу целительным семенем, принесенным на землю богиней небесной воды Зарей. Праздник росы наши предки отмечали на Ивана Купала, который, таким образом, связывался не только с Солнцем, но и с росой. В ночь на Купала собирали росу, умывались ею, считая, что она исцеляет от болезней и придает девушкам красоту. В русской народной сказке Добрыню Никитича с детства заставляли качаться по утренней росе. От этого он стал таким крепким, что с шести лет мог вырывать с корнем дубы. Роса имеет непосредственную связь и с русалками. Русалка Росяница - покровительница росы, она насыщает травы животворной силой, дает корм коровам, поэтому говорят: "Росяница детей кормит молоком". Существует поговорка: "Дети - это Божественная роса".