Символические знаки солнца (солнечные розетки, солнцевороты) у наших предков присутствовали везде - на одежде, посуде, в украшении домов. Знаки Солнца сопровождали человека повсюду, начиная с крыши дома, где был конек, а это символ Дажьбога - бога Солнца. Над окном вырезалась солнечная розетка. На прялке, на разделочной доске, на воротах - тоже солнечные знаки.
Мотив резьбы - солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.
Основной солярный символ, олицетворяющий бога Солнца, грома и вообще неба – круглая розетка с нескольким лучами – помещался на ветренице - под коньком здания, и на концах причелин, или на полотенцах - по бокам фасада. Такое расположение символизировало солнечный ход в трех основных фазах - от рассвета, через зенит, до заката, подчеркивало неизбежность прихода солнца в новый день вместе с утренней зарей. Число лучей на розетке всегда было четным и составляло от 4-х до 16-ти. Розетки с большим количеством лучей сопоставлялось с восходящим или садящимся солнцем, и помещались на концах причелин, тогда как солнце в зените – шестилучевая розетка – обычно располагалось под коньком. Шестилепестковый знак олицетворял не только солнце, но и связывался с небом, грозой, молнией и громом. Поэтому верхнее расположение его не только замыкало солнечный ход, но и оберегало избу от ударов молний. Иногда лучи розетки загибали, по-видимому, для более выразительного подчеркивания движения солнца, создавая ощущение катящегося колеса. Направление искривленности всегда одинаково: верхняя линия в круге имеет выпуклость влево, нижняя - вправо. Таким образом, на фасадах изб мы видим не только набор отдельных магических знаков, но всю глубоко продуманную систему геоцентрического мировоззрения.
http://www.pskizba.ru/stat2.htm есть фото
Смысловое прочтение композиций резного орнамента Карелии, представленного на образцах мебели из соснового массива, в какой-то степени облегчается присутствием в его рисунках мотивов солнечных розеток, лучистых светил, знаков плодородия и древа жизни – символов, сложившихся в глубокой древности и характерных для орнамента многих народов. Но орнамент Карелии обладает и своими местными особенностями, наличием мотивов, близких символике народного искусства Финляндии и скандинавских стран.
Свидетельствует об этом не только выразительность самих мотивов, но и употребление их в определенном логическом контексте, когда изображения менее обобщены и легче поддаются расшифровке. Мотивом орнамента в данном случае может быть изображение животных – Лося, Медведя, Волка, которые являются своеобразными символами для жителей Карелии, Финляндии и Скандинавии.
http://www.tmt.ru/?an=krug_page&uid=89 КАРЕЛЬСКАЯ ДЕКОРАТИВНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ