Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

В прикладном искусстве каких народов встречается мотив солнечной розетки?

A-stra Гений (78506), закрыт 12 лет назад
Его значение?
Лучший ответ
Madeleine Высший разум (131730) 12 лет назад
Символические знаки солнца (солнечные розетки, солнцевороты) у наших предков присутствовали везде - на одежде, посуде, в украшении домов. Знаки Солнца сопровождали человека повсюду, начиная с крыши дома, где был конек, а это символ Дажьбога - бога Солнца. Над окном вырезалась солнечная розетка. На прялке, на разделочной доске, на воротах - тоже солнечные знаки.
Мотив резьбы - солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.
Основной солярный символ, олицетворяющий бога Солнца, грома и вообще неба – круглая розетка с нескольким лучами – помещался на ветренице - под коньком здания, и на концах причелин, или на полотенцах - по бокам фасада. Такое расположение символизировало солнечный ход в трех основных фазах - от рассвета, через зенит, до заката, подчеркивало неизбежность прихода солнца в новый день вместе с утренней зарей. Число лучей на розетке всегда было четным и составляло от 4-х до 16-ти. Розетки с большим количеством лучей сопоставлялось с восходящим или садящимся солнцем, и помещались на концах причелин, тогда как солнце в зените – шестилучевая розетка – обычно располагалось под коньком. Шестилепестковый знак олицетворял не только солнце, но и связывался с небом, грозой, молнией и громом. Поэтому верхнее расположение его не только замыкало солнечный ход, но и оберегало избу от ударов молний. Иногда лучи розетки загибали, по-видимому, для более выразительного подчеркивания движения солнца, создавая ощущение катящегося колеса. Направление искривленности всегда одинаково: верхняя линия в круге имеет выпуклость влево, нижняя - вправо. Таким образом, на фасадах изб мы видим не только набор отдельных магических знаков, но всю глубоко продуманную систему геоцентрического мировоззрения. http://www.pskizba.ru/stat2.htm есть фото
Смысловое прочтение композиций резного орнамента Карелии, представленного на образцах мебели из соснового массива, в какой-то степени облегчается присутствием в его рисунках мотивов солнечных розеток, лучистых светил, знаков плодородия и древа жизни – символов, сложившихся в глубокой древности и характерных для орнамента многих народов. Но орнамент Карелии обладает и своими местными особенностями, наличием мотивов, близких символике народного искусства Финляндии и скандинавских стран.
Свидетельствует об этом не только выразительность самих мотивов, но и употребление их в определенном логическом контексте, когда изображения менее обобщены и легче поддаются расшифровке. Мотивом орнамента в данном случае может быть изображение животных – Лося, Медведя, Волка, которые являются своеобразными символами для жителей Карелии, Финляндии и Скандинавии.
http://www.tmt.ru/?an=krug_page&uid=89 КАРЕЛЬСКАЯ ДЕКОРАТИВНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Остальные ответы
N@t@lie Высший разум (346496) 12 лет назад
Борпуш. Кроме сюзане в равнинных областях Таджикистана существуют другие виды крупной декоративной вышивки. По своему общему художественному строю каждая из этих вышивок имеет свои характерные особенности, заставляющие отнести ее к той или иной художественной школе. Близкими по своему назначению к сюзане являются такие предметы, как борпуш, руиджо, карс . Ими тоже украшают стены, покрывают постель и сложенные в стопы одеяла. Каждое из этих изделий участвует также в свадебных и в погребальных обрядах. По своим размерам эти вещи гораздо меньше сюзане (200Х200, 200Х150, 100Х300 см}, но по разнообразию узоров и расцветки, пожалуй, иногда превосходят их. Композиции этих вышивок тоже компонуются при помощи центрального поля и каймы. В борпушах, как правило, композиция завершенная: в ее центре чаще всего находится крупная декоративная фигура растительного или геометрического характера, а в четырех углах — обязательно орнамент. Встречаются и такие, у которых центральное поле состоит из нескольких симметрично расположенных узоров. На основе этих двух систем строится множество вариаций с различным рисунком и разнообразной расцветкой отдельных элементов. Обычно борпуши по своему общему художественному строю очень близки к сюзане. Особняком стоят лишь ура-тюбинские, привлекающие внимание необычностью своих орнаментальных узоров. В них особенно заметно проявляется глубокое понимание мастерицей декоративного пятна, вообще свойственное ура-тюбинской школе вышивки.
Елена Высший разум (101837) 12 лет назад
Символичность характерна для резьбы по дереву. И именно по ней можно просматривать связи между народами и странами. В ажурную резьбу перешли многие орнаментально-декоративные мотивы русской глухой, рельефной резьбы. Любимый мотив резьбы солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия, обыкновенно помещаемые в самом центре фронтона или в центре оконного наличника.
Особенно богато и разнообразно украшались прялки. Резьбой покрывалась чаще всего “лопаска ” прялки - ее широкая, верхняя часть, на которую навивалась кудель; иногда украшалось и донце. Резьба на лопаске и донце прялки геометрическая, трехгранно-выемчатая, скобчатая, или ногтевидная, в большинстве случаев несложна по элементам и приемам выполнения, но композиции, составленные из этих элементов, поражают своей логической стройностью, бесконечным разнообразием. Геометрической и рельефной резьбой украшались и рубеля, вальки для белья, скалки. Часто в центре лопаски прялки или на тыльной стороне валька можно видеть круглую розетку-колесо с расходящимися из середины лучами-спицами; иногда лучи серповидные, как бы движущиеся по кругу в одну сторону.
Похожие вопросы
Также спрашивают