Валентина
Просветленный
(33827)
17 лет назад
Злоупотребление дурными приметами погубило многих пророков и предсказателей. В их числе оказались и древнеримские авгуры -весьма почтенная коллегия жрецов. умевших предсказывать будущее по полету птиц и прочим природным явлениям. Их искусство лишилось доверия и пришло в упадок задолго до ликвидации римского язычества, то есть уже в первой половине первого века нашей эры. Но система толкования примет, разработанная ими. заслуживает самого пристального внимания.
Авгуры различали два рода примет: ожидаемые и внезапные. Приметы первого рода считались более важными, и только они имели силу закона. Сюда входили громы, молнии, кометы, полет и крики птиц и поведение священных цыплят. Внезапные знамения заключались в неожиданном появлении какого-нибудь животного и прочих мелких случайностях, таких, как просыпанная соль. пролитое вино, спотыкание, чихание или непредвиденные звуки (к примеру, потрескивание кресла) . В большинстве своем они считались неблагоприятными, и поэтому авгуры делали все возможное, чтобы свести их к минимуму.
Авгур, наблюдавший и толковавший приметы, садился в специальном шатре, имевшем только одно окно, обращенное на юг. Способ правильной установки такого шатра в надлежащем месте и в надлежащее время был профессиональным секретом авгуров. Шатер ставили накануне наблюдения знамений, и авгур засыпал в нем. Затем, проснувшись рано утром, он садился на камень или на жесткое сидение, не издававшее случайных потрескиваний. Урчание в животе или случайное падение предметов в этот момент считалось недобрым знаком. Если же все было в порядке, то авгур призывал всех сохранять молчание и произносил заклинание. Затем он начинал сосредоточенно вглядываться в пространство. Все животные, появлявшиеся в проеме южного окна, считались вещими знамениями.
Для наблюдения за птицами авгур становился на возвышение или взбирался на башню. Оборотясь на восток, он посохом очерчивал в небе участок для наблюдения (темптом) . В этом случае предсказание делалось по полету птиц. проникавших внутрь темплюма.
Птицы, на которых обращали внимание, делились на тех. чей полет был важным знамением (орел. канюк, ястреб и некоторые другие) и тех. чей крик служил недобрым предзнаменованием (ворона, ворон и сова) . Дятел и скопа принадлежали к обеим категориям сразу. Авгур должен был замечать направление полета относительно четырех секций. на которые был разделен темплюм, высоту полета, скорость и звучность взмахов крыльев, частоту, тональность и громкость криков и общее поведение птиц.
Правила авгурий были очень сложны, и со временем вокруг данного предмета возникла целая техническая литература со своим особым специальным жаргоном. Коллегия авгуров имела архив, где были записаны случаи предсказаний. Этот архив использовался как основа для учебников, в которых, к примеру, говорилось о том, что крик вороны может быть благоприятной приметой, если раздается слева от авгура: но крик ворона благоприятен, если он слышится справа. В учебниках устанавливалось точное предсказательное значение птиц, которые теряют свои перья или камнем устремляются вниз. Если примет было много, и они противоречили друг другу, следовало попытаться понять, в чем заключается преобладающая тенденция. Некоторые птицы наделялись свойством давать более важные знамения, чем другие; к примеру, орел считался важнее грача.
К сожалению (или к счастью) , до нас не дошел ни один из этих учебников. Все наши знания об авгуриях почерпнуты из небольшого сочинения Цицерона «О гаданиях» : кое-что о них можно вычитать и в сочинениях римских историков - но только кое-что, и не более того. А ведь когда-то (если точнее, то до 300 г. до н. э. ) авгурами становились лишь лучшие из лучших, цвет и гордость аристократии! Они получали жалование и имели привилегии, каких не было у других жрецов: на все Римское государство имелось лишь трое авгуров, и ни один важный государственный вопрос не решался без и
oleg radchenko
Мудрец
(16702)
17 лет назад
Авгуры — в Древнем Риме жрецы, толковавшие волю богов и предсказывавшие будущее по атмосферным явлениям (грому, молнии, зарницам и другим) , по полёту и крику птиц (ауспиция) . По древнеримскому преданию, жреческая коллегия авгуров была учреждена Ромулом. Принадлежность к авгурам высоко ценилась римскими аристократами, так как давала возможность влиять на законодательство. С течением времени деятельность авгуров превратилась в формальную процедуру, при совершении которой, по сообщению Цицерона, авгуры с трудом удерживались от смеха, поскольку сами не верили в неё. Отсюда пошло выражение «улыбка авгура» , применяемое к обманщикам.