Первый электропоезд появился в Германии.
31 мая 1879 г на промышленной выставке в Берлине демонстрировалась первая электрическая железная дорога длиной 300 м, построенная немецким ученым и инженером Вернером Сименсом (Ernst Werner von Siemens). Этот день принято считать днем рождения электрической тяги.
Электровоз, напоминавший современный электрокар, приводился в движение электродвигателем мощностью 9,6 кВт (13 л. с.) . Электрический ток напряжением 160 В передавался к двигателю по отдельному контактному рельсу, обратным проводом служили рельсы, по которым двигался поезд - три миниатюрных вагончика со скоростью 7 км/ч, скамейки вмещали 18 пассажиров.
На Берлинской торговой
выставке, 1879 г.
В том же 1879 г. была пущена внутризаводская линия электрической железной дороги протяженностью примерно 2 км на текстильной фабрике Дюшен-Фурье в г. Брейль во Франции. В 1880 г. в России Ф. А. Пироцкому удалось электрическим током привести в движение большой тяжелый вагон, вмещавший 40 пассажиров.
16 мая 1881 г. было открыто пассажирское движение на первой городской электрической железной дороге Берлин - Лихтерфельд. Рельсы этой дороги были уложены на эстакаде. Несколько позже электрическая железная дорога Эльберфельд - Бремен соединила ряд промышленных пунктов Германии.
К железным дорогам европейская публика уже успела привыкнуть, но поезд без дымящего паровоза — это было поразительно! Впрочем, отношение к электрификации транспорта оставалось настороженным, и для того чтобы доказать жизнеспособность такого подхода, Сименс на собственные деньги построил демонстрационную модель трамвая на электрической тяге.
Ernst Werner von Siemens
(1816 - 1892)
В 1888 — Благодаря многочисленным заслугам Вернер
Сименс получил от кайзера Фридриха III дворянский титул
и стал Вернером фон Сименсом. Но еще выше, чем эту честь,
которой Сименс удостоился уже будучи зрелым человеком,
он ценил свое избрание в члены Академии наук, состоявшееся
в 1873 году.
Первоначально электрическая тяга применялась на городских трамвайных линиях и промышленных предприятиях, особенно на рудниках и в угольных копях. Но очень скоро оказалось, что она выгодна на перевальных и тоннельных участках железных дорог, а также в пригородном движении.
В России проекты электрификации железных дорог имелись еще до первой мировой войны. Но только в 1926 г. было открыто движение электропоездов между Баку и нефтепромыслом Сабунчи. 16 августа 1932 г. вступил в строй первый магистральный электрифицированный участок Хашури - Зестафони, проходящий через Сурамский перевал на Кавказе. В этом же году в СССР был построен первый отечественный электровоз серии Сс.
В настоящее время общая протяженность электрических железных дорог во всем мире достигла 200 тыс. км