Эктелион
Гуру
(3116)
16 лет назад
А можно уточнить? Имелся ввиду именно Сатана или диавол, Люцифер, Вельзевул? Или некое мифическое Вселенское Зло?
К Люциферу отношусь с пониманием
К Вельзевулу отриательно
К Сатане.. . жду, когда Бог сподобится его одолеть.
К диаволам отношусь с презрением.
Вселенского Зла опасаюсь и веду себя очень аккуратно по отношению к нему.
Примадонна Натали™
Высший разум
(106466)
16 лет назад
Сделаю шаг в сторону (изучала осетинскую литературу, и вот какие вещи получились :)
Шатана (Сатана) – имя прекрасной женщины, героини Нартского (Нартовского) эпоса — эпоса, бытующего у абазин, осетин, адыгов, кабардинцев, черкесов, адыгейцев и других народов, основу которого составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов») . Бытует в прозаической и стихотворной форме.
Во избежание нежелательных ассоциаций чаще всего используется вариант Шатана.
Почему так звали героиню?
Английский ученый Бейли сближает имя Шатаны с авестийским satar – «властитель» .
Ученый А. Бязров думает о связи с персидским sat в слове satgin –
«любимый предмет» . Всесторонне рассматривает этот вопрос
Т. Гуриев. Он выделяет общий элемент в различных формах
существования имени – Сатн, – находит пример существования имени с
данной иранской основой еще в скифские времена. Это имя имеет вид
Satianos, т. е. «счастливая» , «радостная» . Версия Э. Сафиной базируется на «игре слов» . Она делит имя героини на Шат- и -ана, где «Шат» на санскрите, иранском и тюркском языках – радость, счастье, а «ана» – мать. Т. е. Шатана – это мать радости, счастья.
Согласно эпосу и сказаниям, нарты произошли от дочери водного божества, Дзерассы. Нарты делились по большинству вариантов на три фамилии: Ахсартагата, Бората и Алагата. Деление нартов на отдельные фамилии и часто враждовавшие друг с другом фамилии является очевидным указанием на родовой строй и живо напоминает деление древнескандинавских эпических героев на три знаменитых, обреченных на великую славу и великие страдания рода: Вользунги, Нифлунги и Будлинги.
Образ Шатаны – самый замечательный образ в эпосе. Редко можно встретить женский образ такой мощи, такого значения, такого размаха, такой жизненности, как нартовская Шатана. Сфера её активности – не узкий круг любовных и семейных отношений, а вся жизнь народа в целом. Можно мыслить нарлов без любого из героев, даже главнейших, но нельзя их мыслить без Шатаны.
Шатана – истинная мать народа, центр и средоточие нартовского мира. К ней сходятся все нити.
Без её участия и совета не обходится ни одно знаменательное событие. Это она взрастила нартам двух славнейших героев – Сослана и Батраза, не будучи им кровной матерью. Это она – мудрая и вещая выручает их в труднейшие минуты. Это она открывает им свой гостеприимный чертог, когда их постигает голод. Щедрость Шатаны и изобилие её стола вошли в поговорку: “Не фсин – Шатана” – “наша хозяйка Шатана”, это – высшая похвала женщине в устах осетина.
За время своего долгого бытования в устах народа нартовские сюжеты претерпели, разумеется, немало изменений и вариаций, из которых многие безвозвратно для нас утеряны. Если бы у осетин – алан была старая письменность, которая зафиксировала бы нартовские сказания на разных этапах их истории, мы имели бы интереснейший материал для суждения об эволюции эпических мотивов и сюжетов.