
исторические корни выражения "Кандрашка взяла"или "кандратии схватил"и что оно означает.

™POLKOVOD Мудрец (10581), закрыт 13 лет назад
Лучший ответ
VG Высший разум (135887) 13 лет назад
Кондрашка хватил - кого (прост. шутл. ) - кто-нибудь cкоропостижно умер, скончался (об апоплексическом ударе, параличе) .

Кондрашка хватил - фразеологизм восходит к имени Кондратия Булавина, предводителя народного восстания на Дону в 1707 г.

Все не раз слышали и употребляли это выражение, придавая ему смысл внезапной смерти, паралича, нервного удара ("Бросай курить, а то кондрашка хватит"). Но мало кто из нас задумывался, откуда же идет это выражение. Историком С. Соловьевым и этнографом С. Максимовым была выдвинута теория о том, что выражение "Кондрашка хватил" пошло еще со времен Булавинского бунта 1707 года, когда Кондратий Булавин, отличавшийся жестокостью и внезапностью нападений, истребил весь царский отряд с воеводой князем Долгоруковым.
(Булавинское восстание 1707-09 крестьянско-казацкое восстание в России, вызванное феодальной эксплуатацией. Названа по имени К. А. Булавина. Шло под лозунгом уничтожения тех, кто "неправду делает": бояр, воевод, "начальных людей". Основными движущими силами были донские казаки. Активное участие принимали бурлаки (работники казаков, жившие на Дону, но не входившие в состав казачества) , мелкие посадские люди и угнетённые народности - татары, мордва и др. Непосредственным толчком к восстанию явились действия карательного отряда князя Ю. В. Долгорукого, посланного на Дон для сыска и возврата беглых. )
Подробнее о восстании http://hrono.rspu.ryazan.ru/sobyt/bulavina1707.html

Другая версия гласит, что это эвфемистическое название смерти, характерное для народного суеверия. Русские люди, верившие во всякую нечистую силу, считали, что Кондрашка - это конкретное существо, водяной, живущий в излучине Москвы-реки в районе сегодняшних Лужников. Нужно сразу заметить, что люди в то время почти не купались в реках и озерах, боясь потревожить нечистую силу, обитающую в воде. А если в каком-то месте часто тонули люди, все были твердо уверены, что там живет водяной.
В современной разговорной и письменной речи «кондрашка» в этом устойчивом выражении начинает осмысляться как существительное женского рода.
Фразеологический оборот при этом принимает искаженный вид: "кондрашка хватила". В этом заключается главная ошибка многих, будет неверным сказать: "Меня там чуть кондрашка не хватила", правильным будет - "Меня чуть кондрашка не хватил". Возникает эта ошибка чаще всего в обиходно-разговорной речи, в связи с незнанием буквального смысла и исходной формы этого устойчивого выражения.
Остальные ответы
Светлана Барабанова Профи (707) 13 лет назад
кондратий - святой, провожающий на тот свет
Эстер Вышегородская Мудрец (18462) 13 лет назад
Вас этимология интересует?
Эти выражения означают погибель.
Всё остальное надо поискать в инете.
МНе, честно говоря, не хочется смотреть:)