Плеоназм (греч. pleonasmoV, от pleonaxw - излишествую) - терминстилистики, означающий употребление в предложении излишних слов, ничегоне прибавляющих к тому, что в нем уже выражено: по определениюКвинтилиана, "abundans super necessitatem oratio"; напр. : "Но им назадне воротиться" (Жуковский) ; "отдельные части науки взаимно объясняютдруг друга". В нашей школьной "теории словесности" П. рассматривается, как один из видов нарушения точности слога; но П. далеко не всегдапрепятствует точности речи, иногда делая ее даже более определительной. Бэн в своей "Стилистике" вполне правильно видит в П. погрешность противдругого свойства литературной речи - краткости. В разговорной речиобычны П. , происходящие от незнания этимологии слова ("понтонный мост".,"непромокаемый ватерпруф"). Кажущиеся П. имеют место там, где к слову спотерянной для живой речи "внутренней формой" присоединяется эпитет, повторяющий его первичное значение: белое белье (в противоположностьцветному) , красная краска; П. здесь на самом деле нет. Уже в древностипод плеоназмом иногда понимали слова лишь с виду излишние, но на самомдеде служащие для усиления или уяснения смысла речи. По определениюДоната, "pleonasmus est adjectio verbi supervacui ad plenamsignificationem". Такие П. весьма разнообразны; к ним относятсяриторические повторения и аггрегаты синонимов (Cic. : "abiit, excessit,evadit, erupit", "я видел, видел своими глазами"), обороты народногопоэтического языка (хожу да похаживаю; думу думать; знать не знаю, ведать не ведаю) , удвоение подлежащего ("La rose, elle a vecu ce quevivent les roses", "Die Tugend, sie ist kein leerer Schall" - Шиллер), двойные отрицания, вопреки духу соответственного языка не ставшиеутверждением (Гете: "Keine Luft, von keiner Seite") и т. п. Крайнимвыражением П. является тавтология. Отдельно от П. стоит так наз. параплерома (Felckwort, cheville) - частица, вставляемая для благозвучияили стиха, но не отражающаяся на смысле речи: русское "то", немецкий"traun", латин. "equidem", греч. "gar" и т. д. Ар. Г. Плеяда - французская литературная школа XVI ст. Главою и однимиз наиболее деятельных членов школы (первоначально названной "laBrigade") был Пьер Ронсар; затем в состав ее входили учитель РонсараДора, Баиф, Дюбеллэ, Жоделль, де Тиар и Рэми Белло. Всех их объединиложелание произвести реформу в языке и развить на французской почве чуждыеей прежде виды литературного творчества. Требуя коренных преобразованийпрозаического и стихотворного слога, отмечая несовершенства современнойсловесности, П. должна была показать, хотя бы в прошлом, образцы, достойные подражания - и она стала их искать в классическом мире. Классицизм является одною из наиболее характерных черт всей деятельностиП. ; ее члены были хорошо знакомы с античною литературою. Только понедоразумению Малерб, Буало и другие писатели позднейшей эпохиигнорировали Ронсара и его сподвижников, не признавали их значения; насамом деле они были многим обязаны поэтам и теоретикам XVI в. Научноеобоснование учение П. получило в трактате Дюбеллэ - "Defense etillustration dela langue francaise" (1549); это было чтото в родеманифеста всей школы, имевшего громадное историко-литературное значение. Дополнением к трактату явилось разсуждение самого Ронсара: "Abrege d'artpoetique" (1565), разбиравшее вопросы стихосложения, рифмы, поэтическихоборотов и т. д. Художественная деятельность П. и достигнутые еюрезультаты до сих пор оцениваются различно: одни отрицают сколько-нибудьвыдающееся значение трудов П. , подчеркивая ее отрицательные, пороюсмешные стороны: другие отмечают несомненные заслуги Ронсара, Дюбеллэ иих товарищей. Несомненно, что члены П.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/16922