Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Ценности и ценностные ориентации. Типология ценностей.

Александр Малахов Ученик (99), закрыт 14 лет назад
Marish Мастер (1243) 15 лет назад
ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Социология рассматривает ценности и ценностные ориентации как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Такой подход к проблеме ценностных ориентаций предполагает исследование их как компонентов социума, выполняющих нормативные функции по отношению к личности. В социологии ценностные ориентации и ценности рассматриваются как связующее звено между ценностями общественного сознания и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Изучается степень осознанности личностью общественных ценностей, сила их воздействия на поведение людей.

Психологическая наука рассматривает ценностные ориентации тесно связанными с познавательными и волевыми процессами, образующими содержательную сторону направленности личности, основу ее отношения к действительности. Психология уделяет особое внимание регулирующей функции ценностных ориентаций для возможного прогнозирования поведения человека. В психологических исследованиях рассматривается роль ценностных ориентаций в формировании потребностей, целей, мотивации и мировоззрения личности.

ТИПОЛОГИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Типология ценностей предложена К. Харским в 2002 году. Типы ценностей: идеологические, материальные, эмоциональные, витальные.

Идеологические ценности – включают в себя все, что связано с идеями, моралью, информацией. Пример: свобода, постижение нового, демократия, развитие и т. д.
Материальные ценности – включают в себя капитал, активы, деньги, товары. Это осязаемые (большей частью) предметы, которые имеют конкретную ценность, выраженную в денежных единицах.
Эмоциональные ценности – любые чувства, эмоции и переживания свойственные человеку. Пример: любовь, радость, гордыня, смирение, забота и т. д.
Витальные ценности – все, что связано непосредственно с продолжением и сохранением жизни. Пример: питание, экология, здоровье, продолжение рода и т. д.

Типология компаний по типу доминирующих ценностей
Идеологическая компания. Главный признак идеологической компании наличие регламентов, правил, инструкций и то, что эти документы важнее сиюминутной прибыли.
Материальная компания. Главный признак – во главе угла прибыльность бизнеса.
Эмоциональная компания. Ее девиз – «отношения важнее денег, мы так много времени проводим на работе, что работа обязана нравиться и приносить удовольствие» .
Витальная компания. Компании этого типа построены по образу патриархальной семьи, где есть глава семьи и глава знает, что сегодня важно: деньги, отношения или регламенты.

Удачи!
Похожие вопросы