
Каким образом хамелеон меняет окраску?

Ольга Теннова Просветленный (28036), закрыт 12 лет назад
Лучший ответ
Ан@стасия Lifestyle D/s...® Высший разум (108652) 12 лет назад
Хамелеоны используют изменение цвета в первую очередь для коммуникации с представителями своего вида, а не для защиты от хищников. Такой вывод сделан в работе, опубликованной на открытом научном ресурсе PLoS Biology.

Традиционно считалось, что хамелеоны изменяют окраску тела для мимикрии под окружающие их ветки или траву. По результатам эксперимента не было обнаружено корреляции между диапазоном используемых цветов и особенностью местообитания хамелеонов. Наибольший разброс цветов окраски наблюдался у видов с наиболее ярко выраженным социальным поведением (в данном случае - соревнование двух самцов) , а не у видов, живущих в местах с большим количеством разноцветных объектов (трава, стволы деревьев, листья) .

Окраска хамелеонов, которые используют максимальное количество цветов, оказалась самой заметной не только для их сородичей, но и для хищников, что противоречит адаптивной теории изменения цвета. Эволюционное давление не привело к уничтожению таких "ярких" видов, так как хамелеоны способны изменять окраску за несколько миллисекунд, так что хищники не успевают их заметить.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]


Вопреки легендам хамелеон не маскируется под окружающую среду сменой окраски. Они меняют цвет в зависимости от температуры, света и настроения. Это уникальная способность организма, которой обладают далеко не многие пресмыкающиеся, насекомые и рыбы.

Заметили эту особенность давно, еще в древности, но прошло много веков, пока поняли, как это происходит. Разгадать, почему хамелеон меняет свой цвет, помогли исследования ученых (П. Бэр, Брюкке, Крукенберг) . Под микроскопом им удалось выяснить природу такого явления. .


Итак благодаря чему же хамелеону удается так быстро изменять свой цветовой рисунок? В чем скрывается этот секрет?

Все дело в удивительных пигментных клетках – хроматофорах! Хроматофоры, что с греческого означает – «краску несущие» , действительно имеют сложный механизм работы и тесно связанны с нервной системой хамелеона. Эти клетки содержат в цитоплазме окрашенные вещества – пигменты, тем самым обуславливают окраску покрова хамелеонов. Среди основных типов пигментных клеток можно выделить следующие, это: меланоциты и меланофоры, содержащие в органеллах - меланосомах - различные модификации меланина (от жёлтого до почти чёрного цвета) ; ксантофоры, содержащие каротиноиды, флавины и птеридины (от жёлтого до красного цвета) , локализованные в органеллах - птериносомах - или в виде капель в цитоплазме; иридоциты, или гуанофоры, содержащие кристаллы гуанидина, обусловливающие порой даже блестящую серебристую или золотистую окраску.
статья
Ольга ТенноваПросветленный (28036) 12 лет назад
Вот это ДА !!!;)
Остальные ответы
*ЗАй4ЕНЫШ*=) Профи (674) 12 лет назад
когда чувствует опасность меняет окрас на тот, с которым рядом расположен (становится с ним единым)
Юлия Проскурякова Мастер (1433) 12 лет назад
Умение хамелеонов менять окраску вошло в поговорки. Зерна пигмента лежат в особых клетках - хроматофорах. Сжимая отростки этих клеток, животные «прячут» тот или иной цвет. К тому же зерна пигмента располагаются в двух слоях кожи - глубоком и поверхностном, это дает более сложные цветовые оттенки. А зеленые тона обеспечиваются преломлением лучей в чешуйках. Какой цвет хамелеон видит вокруг себя, такой и старается сымитировать. Его окраска изменяется от страха, гнева или голода.

Изменением цвета хамелеон пугает врагов: из зеленого становится черным, раздувается в два раза, шипит, открыв рот и демонстрируя яркую слизистую ротовой полости, и.. . бледнеет почти до прозрачности.