Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Чем уникальна Лиможская эмаль?

A-stra Гений (78535), закрыт 17 лет назад
Лучший ответ
Мистерия Мудрец (18064) 17 лет назад
Согласно общепринятому определению, Лиможская (см. Лимож) эмаль, французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью, изготовлявшиеся в г. Лимож (см. Лимож) (расцвет производства - середина 15 - середина 17 вв.) . В основу искусства т. н. старой школы Л. э. (реликварии, многочастные складни, триптихи, пластинки-образа 2-й половины 15 - 1-й половины 16 вв. ; виднейший мастер - Нардон (см. Нар) Пенико) легли местный опыт работы в техниках эмали - непрозрачной выемчатой (церковные медные предметы 12-14 вв. ) и кроющей прозрачной (на гравированных изделиях 14-15 вв. из драгоценных металлов) , а также художественные принципы позднеготического витража (графичный контур фигур, дополненный росписью) . Вначале мастера Л. э. вдохновлялись образами фламандской живописи, а с начала 16 в. - итальянской, что определило эволюцию старой школы от готизирующих тенденций к ренессансным. Но общей для произведений этой школы чертой остаётся празднично яркое сияние росписи, усиленное введением в неё линий и пятен золота и т. н. кабошонов (рельефные капли эмали на подкладке из золотой или серебряной фольги) . Около 1530 формируется т. н. новая школа Л. э. От старой её отличает светский характер изделий (шкатулки, сосуды для украшения стола и открытых буфетов, декоративные доски для фасадов, пластинки-портреты) и росписи. В эту эпоху господствует гризайль (порожденная обращением к итальянской и французской гравюре) , тонкую графичность и монохромность которой оттеняет нередко цветной фон, большей частью тёплого землистого тона. Известнейшие мастера новой школы: Жан II Пенико, К. Нуайе, П. Реймон и особенно Л. Лимозен - автор огромной серии портретов по рисункам Ж. Клуэ и его последователей. В богатых и разнообразных орнаментальных композициях (порой с введением лёгких золотых штрихов) , обрамляющих изображения мифологических, аллегорических и библейских сцен, заметно убедительное декоративное переосмысление мастерами Л. э. образцов маньеристического искусства художников школы Фонтенбло (см. Фонтенбло) . В середине 17 в. эмальерное дело в Лиможе (см. Лимож) переходит в руки ювелиров и миниатюристов. И хотя их работы (особенно орнаментальная и цветочная росписи) оказали влияние на декор керамики, большой стиль в Л. э. исчезает. К началу 18 в. замирает и производство эмалевых сосудов, не выдержавшее конкуренции с фаянсом и фарфором. ? Лит. : Доброклонская О. , Лиможские (см. Лимож) расписные эмали XV и XVI веков. Собрание Государственного Эрмитажа, М. , 1969 (библ.) ; Gauthier М. -М. , Marcheix М. , Les émaux de Limoges, Prague, 1962.? И. М. Глозман.

Источник: sholast.ru/story/limozhskaja_jemal.html
Остальные ответы
Elena San Просветленный (47995) 17 лет назад
Лиможские эмали (фр. - Les emaux de Limoges) — разновидность художественных изделий, создававшихся в центральных областях Франции, главным образом в г. Лиможе в XII-XVI вв. Технику выемчатой эмали, в отличие от перегородчатой византийской, культивировали в средневековье кельты. В ХП-ХШ вв. она сконцентрировалась в мастерских Лиможа. Этот город находился на перекрестке торговых путей.

Из Англии доставляли корнуэльское олово, необходимое для изготовления эмали (оно придает сплавляющимся во время обжига краскам непрозрачность, что усиливает их кроющую способность) . Из Испании привозили особый краситель — сафру (saphare), естественную смесь окиси кобальта и натрия. Сафра придавала чистоту и глубину тона знаменитой синей эмали лиможских мастеров. Добавки олова разбеливали цвет, позволяли использовать тональные нюансы. Эти приемы были неизвестны мастерам предшествующего периода в районах Мааса и Рейна.

В XIV-XV вв. , возможно, под воздействием мастеров-витрариев (распи­сывавших витражи) , итальянской майолики и ренессансных гравюр, лиможцы стали переходить от архаичной техники выемчатых эмалей к сложной, но раскрывающей новые изобразительные возможности, живописной (расписной) технике.

В Лиможе изготавливали шкатулки-реликварии, алтари-триптихи, кувшины, тарелки, плакетки. Медные пластины расписывали эмалевыми красками с многочисленными — от десяти до пятнадцати — промежуточными обжигами. В этой технике краски нельзя смешивать, иначе получается грязный цвет. Поэтому каждый красочный слой закрепляется отдельным обжигом. Сначала обжигают краски с более низ­кой температурой плавления (ок. 600° С) , затем с более высокой (800-900° С) . По завершении роспись покрывали тонким слоем прозрачной эмали — фондона, который предохраняет ее от повреждений. Роспись также дополнялась золотом — штрихами, напоминающими иконописную ассистку, звездочками, надписями. С оборотной стороны медные плас­тины покрывали слоем контрэмали для предотвращения коробления во время обжига. Для большего эффекта изделия украшали кабошонами, имитирующими драгоценные камни, — крупными, округлой формы застывшими каплями прозрачной эмали. Под них подклады-валась золотая или серебряная фольга.

очень интересно
lora grishnenko Гуру (3079) 17 лет назад
Лиможская эмаль, французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью (город Лимож, расцвет производства — последняя четверть 15 — 2-я половина 16 вв.) ; складни, реликварии, сосуды, пластины с портретами (Н. Пенико, К. Нуайе, Л. Лимозен) .
Похожие вопросы