Согласно общепринятому определению, Лиможская (см. Лимож) эмаль, французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью, изготовлявшиеся в г. Лимож (см. Лимож) (расцвет производства - середина 15 - середина 17 вв.) . В основу искусства т. н. старой школы Л. э. (реликварии, многочастные складни, триптихи, пластинки-образа 2-й половины 15 - 1-й половины 16 вв. ; виднейший мастер - Нардон (см. Нар) Пенико) легли местный опыт работы в техниках эмали - непрозрачной выемчатой (церковные медные предметы 12-14 вв. ) и кроющей прозрачной (на гравированных изделиях 14-15 вв. из драгоценных металлов) , а также художественные принципы позднеготического витража (графичный контур фигур, дополненный росписью) . Вначале мастера Л. э. вдохновлялись образами фламандской живописи, а с начала 16 в. - итальянской, что определило эволюцию старой школы от готизирующих тенденций к ренессансным. Но общей для произведений этой школы чертой остаётся празднично яркое сияние росписи, усиленное введением в неё линий и пятен золота и т. н. кабошонов (рельефные капли эмали на подкладке из золотой или серебряной фольги) . Около 1530 формируется т. н. новая школа Л. э. От старой её отличает светский характер изделий (шкатулки, сосуды для украшения стола и открытых буфетов, декоративные доски для фасадов, пластинки-портреты) и росписи. В эту эпоху господствует гризайль (порожденная обращением к итальянской и французской гравюре) , тонкую графичность и монохромность которой оттеняет нередко цветной фон, большей частью тёплого землистого тона. Известнейшие мастера новой школы: Жан II Пенико, К. Нуайе, П. Реймон и особенно Л. Лимозен - автор огромной серии портретов по рисункам Ж. Клуэ и его последователей. В богатых и разнообразных орнаментальных композициях (порой с введением лёгких золотых штрихов) , обрамляющих изображения мифологических, аллегорических и библейских сцен, заметно убедительное декоративное переосмысление мастерами Л. э. образцов маньеристического искусства художников школы Фонтенбло (см. Фонтенбло) . В середине 17 в. эмальерное дело в Лиможе (см. Лимож) переходит в руки ювелиров и миниатюристов. И хотя их работы (особенно орнаментальная и цветочная росписи) оказали влияние на декор керамики, большой стиль в Л. э. исчезает. К началу 18 в. замирает и производство эмалевых сосудов, не выдержавшее конкуренции с фаянсом и фарфором. ? Лит. : Доброклонская О. , Лиможские (см. Лимож) расписные эмали XV и XVI веков. Собрание Государственного Эрмитажа, М. , 1969 (библ.) ; Gauthier М. -М. , Marcheix М. , Les émaux de Limoges, Prague, 1962.? И. М. Глозман.
