Twilight
Гений
(67753)
16 лет назад
Согласно легенде, первый бонсай создал великий китайский поэт и художник Ван Вэй (699-759), вырастивший в фарфоровом сосуде орхидеи. украшенные композицией из белых камешков. Его последователи постепенно пришли к идее выращивания в домашних условиях карликовых деревьев.
Поначалу бонсай использовали в медицинских целях – лекарственное растение было всегда под рукой. Но потом обратили внимание и на эстетическую сторону. Благодаря особому уходу китайские мастера добивались точного повторения облика взрослого дерева. Но прославили это искусство японцы, перенявшие китайскую традицию вместе с буддизмом предположительно в VII в. н. э. Само слово «бонсай» - не что иное, как искаженное китайское «рпэньцзай» – «выращивание в горшке» .
И в Китае, и в Японии выращивание бонсай считалось занятием утонченным и было привилегией аристократии. Но со временем искусство бонсай стало популярно в разных слоях общества, став «визитной карточной» японской культуры. Первая национальная выставка карликовых деревьев открылась в Токио в 1914 г. А в 1934 г. состоялась грандиозная экспозиция в художественной галерее парка Уэно в Токио. С тех пор бонсай считается национальным японским искусством. Оно, конечно, не столь популярно, как, например, икебана, ведь на создание классического бонсай нужны годы и даже десятилетия: дерево расстет долго. особенно если выращивать его из семени. В случае, когда в качестве посадочного материала используют карликовый сажанец, процесс «убыстряется» на 4-5 лет…
Причем саженец должен должен родиться в суровых природных условиях – на камнях, где, казалось бы, ничего расти не может. Например. на отвесных утесах, в расщелинах гор, на самой бесплодной почве растут крошечные сосны, ели, можжевельники. Это нерукотворный бонсай, созданный самой природой. Но такие растения достать нелегко: саженцы добывали со скалистых круч часто с риском для жизни.
Япония гордилась своим национальным искусством и в знак дружбы щедро одаривала другие государства коллекциями миниатюрных деревьев. Так, к двухсотлетию открытия Америки правительству США было подарено великолепное собрание бонсай, состваившее основу нынешней национальной коллекции. А в 1976г. Япония подарила не менее впечатляющую коллекцию из 44 растений Советскому Союзу. Теперь они хранятся в Ботаническом саду Академии наук.
мария
Мудрец
(11023)
16 лет назад
Вслед за исполненным глубокого смысла, но так и не понятым до конца японским словом «икебана» , в наш обиход стало проникать понятие «бонсай» . Правда кое-кто путает его с японским приветствием «Бонзай!» , которое, хотя и сходно по звучанию, но ничего общего с выращиванием карликовых деревьев не имеет, как, впрочем, мало общего между духовной и материальной культурами японцев и европейцев. Но общее все же есть: ведь мы живем на одной планете, которая является нашим общим домом, а это не так уж и мало.
Взаимопроникновение культур — событие давно состоявшееся. И хотя поэт и романтик Р. Киплинг уверял, что Востоку и Западу никогда не сойтись вместе, известная европеизация восточных культур и отдельные элементы культуры Востока в жизни европейцев — вполне ощутимая реальность наших дней. Общеизвестно, что быт, нравы, обычаи народов, а вместе с ними мироощущение, миропонимание и, соответственно, религия — продукт географической среды. А коли так, то материальные и духовные составляющие культур разных народов неизбежно должны более или менее отличаться друг от друга. Однако постоянно сталкиваясь друг с другом в круговерти эпох, они в чем-то становятся похожими, и в то же время, как следствие таких столкновений, в них появляется что-то новое, не менее самобытное и несущее в своей потаенной сути трудно распознаваемое влияние чужой культуры, иного мира.
Вся история выращивания карликовых деревьев и создания миниатюрных пейзажей — яркая иллюстрация к приведенному.
Города в Китае, с момента их возникновения, всегда были тесными, перенаселенными. Население этих городов, как и всех остальных городов мира, в значительной мере прирастало стекающимся в них сельским людом как бедным, так и зажиточным. Вообще-то, все горожане в каком-то поколении были селянами и цепко хранят и хранили в оглушенной городским шумом и гамом памяти образы гор и лесов, ручьев и могучих деревьев своих родных мест. Образы эти, изрядно потускневшие и от того еще более желанные, порождали не только неизбывную ностальгию, но и желание сделать невозможное: воскресить, воссоздать в городской среде хотя бы отдельные элементы, отдельные мотивы утраченной родины. И в практике садоводства того времени возникло качественно новое направление — пейзажные сады.
Это уже было не одиночное дерево или группа деревьев, взращенных с целью получения плодов или желанной тени, это уже был целый ландшафт с горами-камнями, рощами из низкорослых деревьев или кустарников, с озерами и виде миниатюрных водоемчиков. Чаще всего, это была не копия тех мест, где остались могилы предков, а нечто поэтизированное и стилизованное, отражавшее лишь туманные воспоминания владельца такого сада, разбитого, к тому же, на весьма ограниченном и поистине бесценном участке древнего города Поднебесной.
Но те, кто не мог себе позволить устройство сада даже на нескольких квадратных метрах, также жаждали усладить свой взор видом гор и лесов, растущих хотя бы на подносе. А если и для подноса не находилось места в тесном жилище большинства горожан тех времен, то приходилось ограничиваться одним единственным деревцем, пусть даже растущим в горшке.
Человеком изначально владело неоднозначное стремление выделиться; его преследовал неосознанный страх раствориться в массе себе подобных, перестать быть самим собой. Это проявлялось всегда и во всем: в манере поведения, в одежде, в стремлении иметь оригинальные вещи, пусть хоть и малом, но отличающиеся от других. Не обошло своим вниманием это свойство человеческой души и нарождавшееся искусство создания миниатюрных пейзажей и карликовых деревьев. Их владельцы, каждый в силу развитости своей фантазии и утонченности чувств, неизбежно должны были стремиться сделать свои садики и деревца отличными от других, в известной мере неповторимыми. Это способствовало формированию нового явления в жизни человека, шлифовало его, предоставляло возможность сравнивать и классифицировать. Свидетельством тому надгробные фреск
марияМудрец (11023)
16 лет назад
К сожалению все не помещаеться, а продолжение здесь http://www.cultline.ru/bonsai/all_bonsai/779/
марияМудрец (11023)
16 лет назад
Родина первых бонсай, появившихся в Европе, является Япония, где деревья в стиле бонсай круглый год содержатся на открытом воздухе.
Бонсай зародился свыше тысячи лет назад в Китае, но история его развития в Китае пока не изучена. В Японию это зернышко великой китайской цивилизации прибывает на волнах распространяющегося дзэн-буддизма в период позднего Камакура (1249-1382 гг.).
На свитках периода позднего Камакура "Касуга гонгэн рэйгэнки", а также более поздних "Хонин сенин эдэн", "Иппэнкамихитоэдэн" встречаются такие изображения хатиуэ, которые можно оценивать как ранний бонсай. Глядя на них, можно догадаться, что уже в то время травы и растения культивировались с использованием специальной посуды, ими украшались сады и жилища.
Как поется в народной песне эпохи Муромати (1392-1573 гг.) "Дерево в горшке, т.е. несколько позднее, Сано Гэндзаэмон любовался хатитуэ сливы, вишни, сосны. Видимо, культура, подобная бонсай, была популярна среди эстетов уже той эпохи.
Bek
Профи
(722)
16 лет назад
В переводе с японского "бонсай" означает растение в плоском сосуде. Родиной бонсай ошибочно считают Японию, хотя на самом деле искусство выращивания миниатюрных деревьев в сосудах появилось в Древнем Китае около 2 тысячелетий назад. В Японию искусство бонсай попало лишь в VI веке н. э. вместе с буддизмом. Здесь оно получило дальнейшее развитие и именно отсюда начало свое триумфальное шествие по всему миру. Япония взяла на себя роль посредника между Китаем и Западом. Именно в стране восходящего солнца были систематизированы и усовершенствованы способы выращивания бонсай. Как таковое искусство современного бонсай возникло в начале XX века. Главной целью этого искусства стал поиск новой формы бонсай на основе формы привычных и экзотических деревьев, выросших в естественных условиях. В целом, японские бонсай, в отличие от традиционных китайских, характеризуются большим изяществом.
Как и остальные виды восточного искусства, бонсай в Японии - не просто набор операций по выращиванию миниатюрного дерева в сосуде. Это целая философия, требующая от человека, занимающегося бонсай, определенных личностных качеств: справедливости, мудрости, доброжелательности, деликатности. Европейскому человеку трудно понять японскую философию, однако для достижения успеха ему важно, как минимум, отнестись к бонсай серьезно и проявить максимум внимания и любви к этому делу. При правильном уходе бонсай может прожить сотни лет и стать символом, связующим поколения.
Замечено, что наибольшего расцвета искусство бонсай достигает в периоды процветания и благополучия общества, последнее время бонсай приобрели популярность и в нашей стране.
В современном понимании бонсай означает миниатюрное дерево в горшке. От обыкновенного комнатного растения бонсай отличают пропорции, соответствующие пропорциям рослого дерева. По сути бонсай - это точная, но уменьшенная в размере копия дерева, выросшего в естественных условиях.