Первая почтовая служба для пересылки государственных бумаг в России была образована в 1667 г. при царе Алексее Михайловиче.
Организатором регулярной почтовой гоньбы в России, убедив царя в ее необходимости, стал боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, самый образованный и передовой человек своего времени. За заслуги перед отечеством он был пожалован званием ближнего боярина и дворецкого и получил в управление посольский приказ, с титулом "царственные большие печати и государственных великих посольских делоберегателя".
Важнейшее дело Ордин-Нащокина заключение мирного договора между Россией и Речью Посполитой в января 1667 года в деревне Андрусово. В виде особой статьи в этот договор был включен почтовый договор, который устанавливал почтовую связь между Москвой и Вильно.
На почтовом блоке, выпущенном к 100-летию русской почтовой марки хорошо видны наиболее яркие страницы истории русской почты .
Русская почта является одной из старейших в Европе. Первые упоминания о ней в летописях относится к 9-10 веку. Уже с 885 года в русских летописях появляются слова «послал весть» или « послал сказать» . «Послал Олег к радимичам спрашивая… » - читаем мы в «Повести временных лет о событиях 885 года. В киевской Руси существовала обязанность населения с названием «повоз» . Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг.
В XIII веке была организована специальная служба для пересылки письменных сообщений на сменных лошадях по гонам, то есть перегонам, не кормя лошадей, так называемая ямская гоньба - самобытное русское учреждение. Населению для этой цели предписывалось содержать положенное число лошадей и ямщиков, а места их поселения назывались ямами. Для пересылки же правительственных указов по городам и войскам пользовались особыми гонцами.
Еще до татаро–монгольского нашествия в России существовали почтовые дороги и почтовые станции. Просто захватчики стали использовать их для организации своей почты. Они ввели натуральную повинность для населения, названную «ям» . Ям - это обязанность населения предоставлять лошадей и людей для перевозки грузов и почты. Ямами стали называть почтовые станции, где гонцы меняли лошадей.
В XVI-ХVIII вв. количество ям, дорог, как и число ямщиков, стало быстро увеличиваться. В царствование Михаила Федоровича был основан ямской Приказ (предшественник Почтового департамента России 1782 год) . Ведал им князь Пожарский. В него вошла и почтовая часть, первоначально связанная с ямской. Архангельск, Новгород и другие северные города были соединены "ямами" с Москвой.
Петр Первый в 1712 г. учредил: почтовые управления, первые почтамты в Москве, Петербурге, Риге; почтовые конторы в Архангельске, Ревеле, Нарве, Выборге, Вологде. Введены должности почтмейстеров, организована военно-полевая почта (1716 г. ) и регулярная перевозка почты на кораблях по Балтийскому морю. Почта становится подлинно государственной службой.
Разрабатываются новые почтовые маршруты, приводятся в порядок государственные дороги. Вводится курьерская почта – для срочной доставки писем вне всякого графика.
В начале ХVIII века указами Петра Первого учреждены два почтовых тракта от Москвы до Архангельска и от Москвы до Воронежа. В это время были введены точные отметки на станциях о времени прихода почты. Подорожные стали выдаваться от имени государя. Функционировал строгий приказ Петра I за малейшее замедление царских указов в пути грозила смертная казнь.
В 1713 году учрежден Сенат, который стал ведать почтой и Ямской гоньбой.
В 1717 году по решению Сената подводы были разделены на почтовые и Ямские.