Общая (философская) гносеология исследует способы познания любого объекта. Частная (специальная) гносеология изучает способы познания определенного (физического, биологического и т. д. ) объекта.
Три основные направления гносеологии – рационализм, эмпиризм и критицизм.
Рационализм (от лат. ratio — разум) , философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17 - 18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм - один из философских источников идеологии Просвещения.
Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт) , направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму, в Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания. В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17 -18 вв. ; он выступал как материалистический Э. , утверждавший, что чувственный опыт отражает характеристики объективно существующих вещей (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк) , и как субъективно-идеалистический Э. , признававший единственной реальностью субъективный опыт (Дж. Беркли, Д. Юм) .
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/00...
Критицизм - в философии, начиная с Канта, метод установления возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ человеческого познания.
Кант проводит мысленную параллель между детством и догматизмом, юношеством и скептицизмом, зрелостью человека и критицизмом.
В общей системе критицизм стоит между рационализмом и сенсуализмом.
Критицизм Канта обращен против:
1) пренебрежительного отношения к роли ощущений в познании;
2) утверждения, что познание может возникать из чистых понятий (категорий) , без подтверждения ощущениями;
3) утверждения, что Бог, душа, мир суть познаваемые объекты, в то время как в действительности они являются идеями (системообразующими) .
Осн. тезис критицизма: созерцание без понятий - слепо, понятия без созерцания - пусты.
Шесть направлений в общей гносеологии:
1) идеалистический абсолютизм;
2) материалистический абсолютизм;
3) идеалистический релятивизм;
4) материалистический релятивизм;
5) идеалистическая диалектика;
6) материалистическая диалектика
Более подробно....
http://www.islu.ru/danilenko/obshajaling...