Наталья
Высший разум
(111635)
16 лет назад
Пиросмани Нико (1862-1918)
Родился Николай Асланович Пиросманашвили в 1862 году в селе Мирзаани, которое находится в Восточной Грузии (Кахетия) , в семье крестьян. Он рано осиротел, и его взяли на воспитание зажиточные тифлисские армяне Калантаровы. Когда Нико подрос, он сначала пробовал основать вместе с товарищем мастерскую по изготовлению вывесок, потом работал тормозным кондуктором на железной дороге, торговал в лавке.
Однако в начале нового, XX века он стал бродячим художником, начал рисовать картины, вывески для столовых, лавочек, булочных, трактиров и винных погребов. Он расписывал и рисовал на черной клеенке свои неповторимые, полные загадочной прелести картины, которые за небольшую плату продавал в бедных кварталах на левом берегу Куры. Скоро у него появились даже свои меценаты среди духанщиков.
Современник вспоминал, что "Нико Пиросмани был высокого роста, волосы с проседью у него были зачесаны назад. Его бледное и надломленное лицо несло на себе отпечаток какой-то культурной мягкости и спокойствия... ". За то, что он был всегда опрятно одет, был горд и независим, его часто называли "графом". Характер у Пиросмани был противоречивый и неуравновешенный. Одни помнили его словоохотливым, другие - замкнутым, одни утверждали, что он был доверчив, другие, наоборот, - подозрительным.
В начале XX века стены почти всех тифлисских погребов были разукрашены кистью Пиросмани. А в жизни он был очень одинок, его считали человеком "не от мира сего". Вскоре он к тому же пристрастился в алкоголю. В начала 1918 года большинство тифлисских духанов было закрыто, и Пиросмани остался практически без средств к существованию. В пасхальную неделю 5 мая того же года он умер в полном одиночестве.
Открыли Пиросмани в 1912 году молодые художники Кирилл и Илья Зданевичи. Зайдя в трактир "Варяг", они были покорены висевшими там картинами и захотели познакомиться с их автором. В 1913 году работы Пиросмани появились на московской выставке неопримитивистов "Мишень", на которой экспонировались произведения М. Ларионова, М. Шагала, Н. Гончаровой. С начала 20-х годов слава Пиросмани начала расти год от года. Теперь его знают во всем мире.
Большинство из более чем 200 сохранившихся работ - изображения людей и животных. Пиросмани, хотя и жил в Тифлисе, с большим наслаждением писал природу, соотнося, гармонизируя с ней все свои образы. Его персонажи кажутся внешне спокойными, но все они полны внутреннего драматизма, это не просто конкретные образы, а типы - дворник, повар, шарманщик, крестьянин с детьми, ортачальские красавицы. Все они как будто позируют перед фотокамерой. Композиции Пиросмани очень четкие и статичные. Колорит строг и сдержан. А цвета часто приобретают символическое звучание.
Вот что говорил об одной из своих работ сам Пиросмани: "Когда я пишу погибших ортачальских красавиц, я помещаю их на черном фоне черной жизни, но у них есть любовь к жизни - это цветы, помещенные вокруг фигур, и птичка у плеча. Я пишу их на белых простынях, я их жалею, белым цветом я прощаю им их грех".
В женщинах Пиросмани есть особая одухотворенность, они как бы предстоят перед какой-то высшей космической силой. Особое место в творчестве Пиросмани занимают образы животных. Иногда они более одухотворены и индивидуальны, чем образы людей.
Художники заметили, что у животных Пиросмани человеческие глаза. Благородные олени, львы, то грозные, яростные, то совсем не страшные, нежный верблюд и кроткая лань - все они воплощают не только родство животных и людей, но и их полудемоническую, полубожественную природу.
Столовые-духаны, как правило, украшались натюрмортами и сценами так называемых "кутежей", которые строились по одной, похожей на композицию "Тайной вечери" схеме. За покрытым скатертью столом лицом и боком к зрителям сидят пирующие - люди разных сословий. На столе - вертикали бутылок чередуются с дугами хлеба шоти и горизонтальными штрихами блюд с курицей, рыбой, овощами. Бурдюк с вином лежит перед стол
НатальяВысший разум (111635)
16 лет назад
Бурдюк с вином лежит перед столом. В этих "кутежах" - воплощенная Пиросмани идея единения. Однажды на заседании Общества грузинских художников он сказал: "Вот что нам нужно, братья. Посередине города, чтобы все было близко, нужно построить деревянный дом, где мы могли бы собираться. Купим большой стол, большой самовар, будем пить чай, много пить и говорить об искусстве..." Из сцен крестьянского труда Пиросмани чаще всего изображал молотьбу хлеба и сбор винограда. Есть среди его картин и свадьбы, храмовые праздники... Встречаются и композиции с философским подтекстом. Например, знаменитая картина "Бездетный миллионер и бедная с детьми" воспринимается как притча о равенстве всех перед высшим судом. У каждого своя беда, и нужно иметь силы преодолевать обстоятельства, нужно иметь силы жить. Искусствоведы отмечали, что образы Пиросмани не только отличаются внутренним единством, но и пластической целостностью. Создается впечатление, что для каждого элемента натуры он создает своеобразн
ая
Гуру
(3469)
16 лет назад
ПИРОСМАНИШВИЛИ (ПИРОСМАНИ) , НИКО (1862-1918)- художник; самоучка, вошедший в число лучших мастеров мирового "наивного искусства" и ставший самым известным из грузинских художников 20 в. Родился в 1862 в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье. Рано осиротел, оставшись на попечении двух сестер, которые в 1870 перебрались с ним в Тифлис. Вернувшись в родное село в 1876, был пастухом. Первые живописные навыки получил у странствующих художников, которые расписывали вывески лавок и кабачков-"духанов". Вновь переселившись в Тифлис, перебивался случайными заработками; открыл в 1882 мастерскую декоративных росписей, однако это предприятие быстро прогорело. В 1890-1894 работал кондуктором на железной дороге. Произведения, составляющие его живописное наследие, датируются не ранее 1895.
Писал красками собственного изготовления; основой часто служила дешевая черная клеенка, которую он частично оставлял нетронутой, прописывая лишь наиболее яркие места. Часть его произведений составляют расписные вывески, другую часть - картины-панно для украшения интерьеров. В отличие от многих других мастеров "наивной живописи" (к примеру, А. Руссо) , Пиросмани (уменьшительное прозвище мастера) не копировал образцы "высокого" искусства, но брал простые повседневные сюжеты и мотивы, изображая характерные городские и сельские типажи (Дворник, 1904; Продавец дров, обе работы - в Музее искусств Грузии, Тбилиси; Рыбак среди скал, 1906, Третьяковская галерея) , животных (Медведь в лунную ночь, 1905; Лань, 1916; обе картины - в Музее искусств Грузии) , "вывесочные" натюрморты со снедью и бутылками, незамысловатые пейзажи (Гумно, 1915, Третьяковская галерея) , сцены пирушек (Кутеж трех князей, Музей искусств Грузии) .
Будучи непрофессионалом, он не прибегал ко всякого рода сложным приемам, дабы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя, поэтому вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая чувство щемящего одиночества. Даже большие многофигурные сцены (Пир во время сбора винограда, там же) проникнуты этим отчуждением. Эффект отчуждения натуры от художественного образа усиливается "странным" колоритом, в целом достаточно строгим, порой даже мрачным, но внезапно вспыхивающим пестрыми пятнами. Иногда Пиросмани обращался и к мотиву "искусства в искусстве", живописуя театральные сюжеты (Сцены из пьесы А. И. Сумбатова-Южина "Измена", частное собрание, Тбилиси) , тоже обретающие у него оттенок простодушной притчи на грани абсурда.
Увидев в нем соратника, художник-футурист И. М. Зданевич привез ряд картин Пиросмани в Москву, показав на выставке "Мишень" (другой же из братьев Зданевичей, Кирилл, стал первым исследователем его творчества; его книга о Пиросмани вышла в Тбилиси в 1963). Однако это признание не принесло художнику материального успеха.
Умер Пиросмани в Тбилиси 5 мая 1918. В 1982 в селе Мирзаани был учрежден его музей. Более глубокому пониманию наследия мастера-самоучки способствовал художественный фильм Пиросмани (1970, режиссер Г. Шенгелая) , главную роль, в котором сыграл грузинский художник-авангардист А. Варази.