Top.Mail.Ru
Ответы

Чем знаменито Жостовское ремесло?

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
17лет

Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.


Жостовская тематика— это цветы, плоды, ягоды, иногда птицы на черном, реже — темно¬синем, красном, зеленом или белом фоне. Таков фирменный жостовский стиль. Но на эксклюзивных подносах встречаются и пейзажи, и бытовые сценки из фольклора, и тройки. Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.



Как возникло и развивалось это удивительное ремесло:
В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. Долгое время в центральной России использовались в большинстве случаев подносы из папье-маше.
И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово решили, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала наблагодатную почву.
Основателем мастерской по изготовлению металлических расписных подносов считается Осип Вишняков. Это произошло в 20-х годах 19 века. ИЗ ИСТОРИИ МАСТЕРСКОЙ. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.


Жосковские подносы процветали вплоть до начала ХХ века. Подобно другим народным промыслам в 1910-е годы Жостово пережило кризис. Лишь в 1920-е годы с общим подъемом народного искусства вокруг Жостово возникли артели, а в 1928 году объединились в одну – «Металлоподнос» , с 1960 года переименованную в Жостовскую фабрику декоративной росписи. Второй расцвет фабрики пришелся на советский период.
Фабрика существует и поныне (при ней есть и музей подносов) . Продукция фабрики делится на две категории: работа по эскизам и чисто авторское выполнение от начала до конца подноса. Техника изготовления этих шедевров так же довольно сложна.
О технике изготовления подносов

Фотография из музея при Жостовской фабрике

Источник: h ttp://<a href="/" rel="nofollow" title="4642281:##:http://www.samoffar.ru/jostovskie-podnosi.shtml">[ссылка появится после проверки модератором] </a> <a href="/" rel="nofollow" title="9026235:##:imgres?imgurl=http://www.solidarnost.org/pic/G-05.gif&imgrefurl=http://www.solidarnost.org/article.php?issue=35&section=86&article=708&h=180&w=260&sz=32&hl=pl&start=18&tbnid=0Vqok0BpDxY3tM:&tbnh=78&tbnw=112&prev=/images?q=Жостово&hl=pl&rlz=1T4GGLJ_plPL232PL232">[ссылка появится после проверки модератором] </a>
Аватар пользователя
Мудрец
17лет

роспиью по металу. Чёрное поле и по нему красивые краснык цветы

Аватар пользователя
Мудрец
17лет

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. . существует с 1825 г. ".
В 1830 г. производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости.
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщен-ностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.
В 1922 г. в деревне Новосильцево возникла "Новосильцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в Жостове организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне Жостово.
1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники Жостово понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.
В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне. Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом.
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Сегодня декоративная живопись Жостово находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостову подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров. Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что способствует наследованию мастерства новыми поколениями, открывает пути дальнейшей жизни промысла.

Аватар пользователя
Просветленный
17лет

своим стилем

Аватар пользователя
Гуру
17лет

Очень красивые расписные подносы. Оно существует?