Аппиева дорога
А́ппиева дорога (via Appia) — дорога из Рима в Капую, а с 244 до н. э. — до Брундизия, проложенная при цензоре Аппии Клавдии Цеке в 312 до н. э. Через неё проходило транспортное сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией. Имелось несколько ответвлений (напр. , более короткая Траянова дорога от Беневента до Брундизия через Бариум) .
Часть дороги была раскопана археологами в XIX в. Начинается от римских Капенских ворот, огибает с юга Альбанскую гору и пересекает Понтийские болота. Основание дороги было вымощено тёсаными камнями, ширина позволяла разъехаться двум конным экипажам. По бокам шли похожие на тротуар возвышения и глубокие канавы для стока дождевой воды. Окончание дороги в Брундизии обозначала мраморная колонна, сохранившаяся до наших дней.
Через каждую римскую милю стоял столб, обозначающий расстояние и с надписью, какой император правил на то время. Каждые 10 миль были оборудованы места для отдыха.
![](//otvet.imgsmail.ru/download/8c8396bac267c5543b1a4551b2287bd9_i-227.jpg)
Из истории
"Царица всех дорог" - такой титул присвоил поэт Статиус в 1 в. н. э. этой дороге, выражая глубину чувств, которые вызывала Вия Аппия в памяти римлян. Аппиева дорога, вдоль которой в римскую эпоху выстроилось множество значимых зданий, положила основу коммуникациям между Вечным городом и Африкой и Востоком. Ее название породили героические времена колонизации. Времена, когда в течение столетия римляне захватили территорию этрусков, уничтожив самнитов и их политическое влияние на границах с материковой Грецией, по ходу дела подчинив Таранто. В контексте столь успешного экспансионизма консульские дороги, и в особенности Вия Аппия, играли ключевую роль: один из секретов военных успехов римлян - их способность набирать мощные армии и доставлять их к месту битвы.
построена
![](//otvet.imgsmail.ru/download/8c8396bac267c5543b1a4551b2287bd9_i-229.jpg)
Строительные работы начались на Аппиевой дороге в 312 г. до н. э. , при цензоре Аппиусе Клавдиусе Кекусе, именем которого она и была названа. Аппиева дорога вела в Кампанию, пересекая Албанские холмы, чтобы соединить Рим с Капуей (сегодня - Санта Мария Капуя Ветере) , древним этрусским городом, принадлежавшим самнитам до их союза с Римом. Соседний речной порт Казилинум также был стратегически важен для Рима. Кроме территории Бовилля (сегодня известного как Фраттокие) , Вия Аппия была спланирована на базе существовавшей овечьей тропы, но построена совершенно заново.
После войн против Карфагена Рим, подталкиваемый сильной политической партией торговцев, стремившихся к необычайным богатствам восточных империй, обратил свое внимание на восток. Успешному завершению войн против Македонии и Сирии помог и сильный флот, руководящий действиями с моря и обеспечивающий контроль за прифронтовыми территориями. Было также решено продлить Аппиеву дорогу сначала к Беневенто - около 190 км, затем к Венозе, к Таранто и Бриндизи, где дорога заканчивалась у моря, эффектно завершаясь двумя живописными колонами, возможно, принадлежавшими маяку. Император Траян построил альтернативную дорогу, шедшую от Беневенто через Трою, Канозу и Битонто к Бриндизи более легким путем: эта дорога стала основной артерией движения между востоком и западом.
![](//otvet.imgsmail.ru/download/8c8396bac267c5543b1a4551b2287bd9_i-228.jpg)