Многолетнее изучение его, повлекшее за собой параллельное знакомство с коллекциями других музеев и картинных галерей, укрепило нашу уверенность в правоте приложенных к этому усилий. Собрание Русского музея впервые заставило нас присмотреться к своеобразному явлению русской художественной культуры, наделенному рядом специфических признаков. Это явление, которое мы готовы ради сокращения условно обозначить пока «феноменом» , нашло отражение в большом количестве художественных памятников, из которых мы остановились на произведениях живописи.
Зримо это явление прослеживается по крайней мере на протяжении полутора столетий, ведя отсчет годам от начала XVIII века. Именно в этот период возникают две струи в истории русской живописи, как бы два составляющих ее слоя. Отличные друг от друга по ряду признаков, они по-своему отражали воздействие существующих в эту пору стилей, неизменно сохраняя между собой дистанцию. Верхний слой занимал господствующее положение, представляя искусство, так сказать, профессионально-столичное, идущее в европейском русле. Другой слой — «низовой» , его ареал охватывал всю страну, находя свои источники среди социально обездоленных групп общества. Художественные силы, действующие в нем, испытывали давление со стороны «профессионалов» и нередко почти полностью с ними ассимилировались, причем поглощение так называемым «высоким» искусством «низового» с годами все более усиливалось.
Нельзя сказать, чтобы «низовой» слой русской художественной культуры оставался незамеченным историками или искусствоведами.
http://bibliotekar.ru/rusKart/index.htm