Марина
Просветленный
(32048)
16 лет назад
Жанровое своеобразие романа и литературные традиции
«Герой нашего времени» — первый крупный социально-
психологический роман в русской литературе, его структура
своеобразна. Это роман, но одновременно и цикл повестей с общим
главным героем, а иногда и рассказчиком. (Ср. характеристику,
предлагаемую Пушкиным для романа «Евгений Онегин» — «собранье
пестрых глав». ) Каждая из повестей имеет свою индивидуальную
жанровую характеристику. «Бэла» сродни так называемой «кавказской
новелле» (сюжет о приключениях русского офицера на Кавказе) ,
«Максим Максимыч» — в духе очерка, путевых заметок, «Тамань» —
новелла с авантюрным и слегка фантасмагорическим сюжетом,
заставляющим вспомнить мир баллад, «Княжна Мери» —
психологическая повесть из светской жизни, а «Фаталист» —
философская повесть-притча. Кроме того, есть два предисловия — одно
к роману, а другое — к дневникам Печорина, это публицистика,
играющая роль комментария. К жанровым компонентам романа следует
отнести и дневник. Формальной основой повествования являются
путевые заметки. Все вышеназванные жанры в своей динамике
повлияли на становление крупного романа в русской литературе, а
«Герой нашего времени» — важная веха этого процесса. «Герой нашего
времени» явился выходом за пределы этих малых жанров по пути к
объединяющему их жанру романа» (Б. М. Эйхенбаум) .
Своеобразие сюжета и композиции романа
Обращают на себя внимание две принципиально важные
композиционные особенности:
1. В течение повествования несколько раз меняется рассказчик.
2. Нарушена хронологическая последовательность событий.
Нарушение хронологии событий можно истолковать в
романтическом духе, учитывая известный нам конфликт
лермонтовского героя с временем, неприятие самой идеи времени в
поэтическом мире Лермонтова. Лермонтов изображает судьбу своего
героя как бы вне зависимости от временных рамок. Более важна не эво-
люция героя во времени, а «вечное» , неменяющееся содержание
характера. Характер понимается метафизически, как «данность» , а не «в
его развитии» . Хотя в романе и употребляется выражение «история
души человеческой» (найдите это выражение в предисловии к журналу
Печорина) , но скорее это не «история» , а как бы «география» души,
путешествие по лабиринтам души Печорина. Лермонтов отказывается
от принципа романа-«истории» , романа-«биографии» и создает роман-
портрет (портрет поколения в лице Печорина)
Babulya
Мастер
(2407)
16 лет назад
Это был один из первых русских психологических романов. Этим обусловлена и его композиция: автор раскрывает характер героя постепенно, показывая его во взаимоотношениях с различнными людьми, давая впечатления о нем тоже различных людей. Поэтому произведения, входящие в роман, даны не в хронологической последовательности, а так, как раскрывается характер Печорина, поэтому последним дается дневник Печорина, где он судит себя сам.