Фрина (Frina)
Греческая гетера прославилась тем, что была натурщицей знаменитых художников Праксителя и Апеллеса. Статуя Афродиты Книдской - одно из самых выдающихся произведений IV века до н. э. Лучшим произведением Апеллеса считается изображение выходящей из моря Афродиты, написанное для храма Асклета.
Ее настоящее имя было Мнесарет, но из-за желтоватого оттенка кожи девушку прозвали Фриной. Она родилась в маленьком городке Феспии. Повзрослев, превратилась в обладательницу столь великолепной фигуры, что просто не могла не оказаться в Афинах. Там она стала любовницей художника Апеллеса (он использовал ее в качестве модели для своей Афродиты Анадиомены) , а потом любовницей Праксителя и позировала ему для двух его Афродит - в одном варианте обнаженной, в другом - одетой.
Афинянин Пракситель изваял свою Афродиту за три с половиной века до нашей эры. Он сделал две статуи: ту, что была покрыты одеждой, предпочли жители острова Кос. Отвергнутую ими купили книдяне. И ее слава, свидетельствовал римский ученый Плиний, была неизмеримо выше. Впоследствии ее хотел купить у Книда царь Никомед, обещая простить огромный долг. Но жители города предпочли все перенести, нежели расстаться со статуей.
"Афродиту Книдскую", сделанную из паросского мрамора и воздвигнутую посредине храма, описал древнегреческий писатель Лукиан: "...Она стоит гордая, с легкой усмешкой. Вся ее красота ничем не скрыта, не окутана никакой одеждой; богиня обнажена, и только чресла слегка прикрывает она одной рукой. И так сильно искусство ее творца, что камень, неподатливый и твердый по природе, как нельзя лучше подошел для того, чтобы изваять из него каждую часть тела".
С каким же чувством создавал свою Афродиту Пракситель? Современники утверждали, что он делал это, неотрывно глядя на гетеру Фрину. "Сотни тысяч паломников, которые молитвенно простирали руки в книдском святилище Афродиты и посылали поцелуи мраморной статуе, вслух восклицали: "Афродита, прекрасная Афродита! " Но про себя они шептали: "Как ты прекрасна, Фрина, божественна твоя красота! "
Когда Пракситель в знак любви предложил ей на выбор любую из бесценных скульптур в своей мастерской, она растерялась и попросила у него совета. Он промолчал. Через несколько дней она бросилась к нему на улице, крича, что его мастерская в огне. Он в отчаянии простонал: "Если сгорят "Сатир" и "Эрос", я погиб". Тогда Фрина призналась, что пожар - выдумка, выбрала "Эроса" и подарила его своей родной Феспии. Много лет он оставался там, привлекая внимание приезжих, пока его не захватил Нерон, лишь для того, чтобы самому потерять статую при пожаре в Риме.
Из всех греческих куртизанок Фрина была наиболее застенчивой. Она всегда появлялась на людях полностью одетой, предпочитая плотно облегающие хитоны, никогда не ходила в общественные бани, а любовью занималась только в темноте.
Лишь дважды в году, в период Элевсинских и Посейдоновых мистерий, вставала она в портике храма раздетая донага и шла обнаженная сквозь раздавшуюся толпу с тем, чтобы войти в море и воздать благодарность богам.
Утверждали, что ни один мужчина не мог устоять перед ее чарами. Однако кое-кто говорил, что один нашелся. Они указывали на Ксенократа, философа, в течение четверти века руководившего Платоновской академией. Это был добродетельный человек, недоступный плотским желаниям, который все часы своего бодрствования посвящал размышлениям. Фрина была заинтригована. "Ну а как насчет его ночей? - задавала она себе вопрос. - Ведь он, в конце концов, обычный мужчина".