Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

М. Булгаков-"Мастер и Маргарита"- 6 доказательств ...

Юрий Алексеевич Коротков Ученик (122), закрыт 17 лет назад
помните в "Мастере" сцена в начале романа на скамейке : "Позвольте Вас спросить ,-как же быть с доказательствами бытия Божия, коих, как известно, существует ровно пять ?"- вопрос Воланда к Берлиозу. И старик Иммануил, который опровергая их соорудил невольно шестое доказательство существования Бога.
О каких (кратко) доказательствах идет речь и где это можно прочесть?
С праздником Победы !!!
Лучший ответ
nat plechkova Мастер (1928) 17 лет назад
В ершалаимских сценах романа "Мастер и Маргарита" Булгаков дал оригинальную художественную версию возникновения X. В период работы над романом, в 1920-30-е годы, в СССР была официально принята так называемая мифологическая теория происхождения X., объявлявшая Иисуса Христа только мифом, порожденным сознанием последователей X., а не реально существовавшей исторической личностью. Приверженцем этой теории в романе выступает председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз, убеждающий поэта Ивана Бездомного в беседе на Патриарших прудах, что Иисуса Христа не было на свете.

В ходе начавшейся дискуссии с Воландом Берлиоз отвергает все существующие доказательства бытия Божия, которых, по утверждению загадочного профессора-иностранца, "как известно, существует ровно пять". Председатель МАССОЛИТа полагает, что "ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования бога быть не может". Воланд в ответ замечает что это - повторение мысли великого немецкого философа И. Канта, который "начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!
- Доказательство Канта, - тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор, - также неубедительно. И недаром Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством! "

Этот диалог восходит к тексту статьи П. Васильева "Бог" Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где Кант назван создателем пятого по счету доказательства бытия Бога - нравственного, в дополнение к четырем, существовавшим ранее - историческому, космологическому, телеологическому и онтологическому. В первой редакции булгаковского романа, написанной в 1929-1930 гг. , доказательство Канта называлось пятым, а "доказательство Воланда" - предсказание гибели Берлиоза - выступало в качестве шестого, решающего доказательства.

Как подчеркивалось в статье "Бог", Кант считал, что "в нашей совести существует безусловное требование нравственного закона, который не творим мы сами и который не происходит из взаимного соглашения людей". Вместе с тем, немецкий философ не признавал "возможным найти какое бы то ни было доказательство бытия Божия в области чистого разума". Булгаков в процессе работы над "Мастером и Маргаритой", обратившись к кантовской работе "Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога" (1763), выяснил, что здесь философ опроверг еще одно доказательство - логическое, пятое по общему счету. Поэтому в окончательном тексте романа кантовское нравственное доказательство из пятого стало шестым.

В статье Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона отмечалось, что поскольку "Кантово доказательство утверждает бытие личного Бога, то против него восстали все пантеисты: Фихте, Шеллинг и Гегель порицают его довольно резко и Шиллер говорит, что Кант проповедует нравственность, пригодную только для рабов, Штраус насмешливо замечает, что Кант к своей системе, по духу противной теизму, пристроил комнатку, где бы поместить Бога". Берлиоз почти дословно повторяет, что "недаром Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством".

Булгаков намеренно раскрывает перед читателями главный источник эрудиции Берлиоза - Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Писатель с иронией говорит об образованности редактора (в ранней редакции прямо назывался редактируемый Берлиозом журнал - "Богоборец", по аналогии с реально существовавшим "Безбожником"), ясно давая понять, что ни Иммануила Канта, ни Фридриха Шиллера (1759-1805), ни Давида Фридриха Штрауса (1808-1874) председатель МАССОЛИТа в действительности не читал.

http://www.bulgakov.ru/h/christianity/
Агент АйсманПросветленный (38618) 9 лет назад
- Благодарю!

Раскрыто полно.
Остальные ответы
МАРТИК Гуру (4303) 17 лет назад
"Мастера и Маргариту" перечитайте.
Корректор Мудрец (10366) 17 лет назад
Эт Иммануил Кант. Его почитать придётся. На самом деле - всё филосовские спорные фразы
Похожие вопросы