[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]СТРЕКОЗЫ известны своей техникой высшего пилотажа: они способны миллиграммновенно изменять направление полета, зависать в воздухе, лететь с очень высокой или, наоборот, низкой скоростью. При полете стрекозы используют две пары крыльев, причем каждое крыло может двигаться независимо. У других насекомых с четырьмя крыльями движения переднего и заднего крыльев синхронизированы таким образом, что конечный эффект аналогичен использованию одной пары.
Ранее разработанные компьютерные модели показали, что использование четырех крыльев позволяет стрекозам виртуозно управлять полетом, однако требует от них больших физических затрат. Исследователи из Ульмского университета в Германии и Королевского ветеринарного колледжа в Лондоне решили выяснить, так ли это.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]Рекордсменами среди летающих насекомых являются крупные стрекозы, которые в момент преследования добычи совершают броски со скоростью 100 километров в час. При такой скорости стрекоза сталкивается со своей добычей. Сила удара при столкновении очень высокая. Однако стрекоза имеет очень прочный и очень эластичный панцирь. Именно гибкая структура этого панциря смягчает воздействие удара при столкновении, чего нельзя сказать о добыче стрекозы. Добыча "теряет сознание" или даже умирает от такого столкновения.
После столкновения, задние лапки стрекозы берут на себя роль самого смертельного оружия. Лапки вытягиваются и захватывают оглушенную добычу, которая затем быстро разрывается на части и съедается при помощи мощных челюстей. Для проведения эксперимента ученые сконструировали стрекозу-робота, которая была помещена в минеральное масло. Через масло пробулькивали газ: поднимающиеся пузырьки моделировали движения воздуха вокруг крыльев при полете. В основании крыльев механической стрекозы были помещены датчики, которые измеряли силу, необходимую для поднятия или опускания крыла. Благодаря роботу ученые смогли проверить огромное количество возможных последовательностей движения передних и задних крыльев. Подобный эксперимент невозможно провести на живой стрекозе.
Исследователи установили, что при использовании большинства алгоритмов движений наличие четырех крыльев не дает насекомым преимущества. Однако в одном случае дополнительная пара крыльев позволяла повысить эффективность работы крыльев стрекоз на 22% по сравнению с двукрылыми насекомыми. Когда заднее крыло робота проходило одну четвертую всего пути, оно "улавливало" поток воздуха от движения переднего крыла и "отталкивалось" от него.