Самая сложная из всех мозаик — флорентийская. Названа она так потому, что мастера Флоренции первыми стали использовать естественный, природный рисунок камня для получения готовых картин. К концу XVI века была выработана та особая техника мозаики, которая за свою историю не претерпела почти никаких изменений.
Флорентийская мозаика — создание художественного изображения из сочетания поделочных камней разных цветов, оттенков и геометрических форм. Отличительная особенность флорентийской мозаики — тщательная, без швов, подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости. Художественный эффект флорентийской мозаики основан на идеальном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При разработке эскиза мозаичного панно прежде всего учитывают декоративные возможности имеющихся камней. Чем разнообразнее окраска и природный рисунок, тем богаче палитра.
Мозаичные картины из камня обладают одним из наиболее ценных свойств — они вечны, так как краски камней не тускнеют, не выцветают и не осыпаются.
Казалось, композиции из смальты ушли в прошлое. Но это длилось лишь до XVIII века, когда русский ученый М. Ломоносов заново изобрел технику изготовления глушеного стекла. В России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики. На Урале по мере расширения добычи камня появляется русская мозаика. В ней получили дальнейшее развитие идеи флорентийской мозаики. Теперь в ход идут не только мрамор и яшма, но и полудрагоценные самоцветы — малахит, лазурит и т. д.
столешница “Животный мир планеты Земля” выполненная в технике флорентийской мозаики из полудрагоценных и поделочных камней. Делалась 5 лет.
Панно "Утка"
Это искусство расцвело во второй половине XVII века в мастерских великого герцога Фердинандо де Медичи I, который превратил частную семейную лабораторию в великолепные герцогские мастерские, которые в следующем веке послужили прообразом придворных мастерских всех ведущих монархов Европы. Мастерская производила предметы меблировки и украшения церковного и светского характера – столешницы, кабинеты, шкатулки, реликварии, картины, вазы и т. д. , которые должны были символизировать могущество двора великих Медичи.
Флорентийские мастера в совершенстве знали, как максимально использовать все возможности камня. Например, gialloantico – особому виду мрамора придавали приятный розовый оттенок при нагревании. Совершенно особым образом готовился к работе халцедон из месторождения Вольтера, оттенки которого варьируют от бледно-желтого до бледно-розового. Этот камень применялся для передачи тонов человеческого тела. Извлеченные на поверхность куски халцедона медленно нагревались и затем на целый год закладывались обратно в свои естественные подземные хранилища, что позволяло усилить блеск и яркость красок.