Администратор
Знаток
(346)
16 лет назад
Можно сделать акцент на том, что народ всегда, даже когда приходилось просто зарабатывать на жизнь ремеслом, умудрялся соединять производство с искусством. Ведь что породило народные промыслы? Да то же, что и любое другое занятие - необходимость заработать деньги на жизнь, на уплату оброка или подати. Но даже заботясь о хлебе насущном, человек всегда вкладывал душу в то, что он делал, в плоды своих рук.
(личные мысли, не из нета 100%!)
Любашка козлова
Ученик
(208)
16 лет назад
Жостовская роспись
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ, по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.
Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине (см. Федоскинская миниатюра) . В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в селе Осташково.
В нач. 20 в. спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель» , выпускавшая металлические лакированные подносы.
К середине 19 в. в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические особенности росписи. Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров. Основной мотив жостовской росписи цветочный букет имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу.
При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Первая «подмалевок» , когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места наносит «тенежку» , после чего осуществляет «бликовку» выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов» прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И наконец в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор делается «привязка» . Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция наводка зеркального блеска выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка.
На основе этого текста.
Жостовская роспись- яркое и самобытное явление в русском народном искусстве. Её отличает свой художественный стиль, свои технические приёмы письма. При помощи мягкой кисти и масляной краски художник скорописью наносит на загрунтованный поднос задуманный рисунок. Жостовская роспись- плод быстрой и неповторимой импровизации, хотя композиционные схемы росписи весьма устойчивы. Рисунок всегда прост, предельно лаконичен, декоративен. Это букеты, гирлянды цветов, фрукты, венки. Фон, на котором расположен рисунок, как правило, - чёрный.
Деревня Жостово издавна славилась своими мастерами. Здесь изготовляли из жести обычные чайные подносы и успешно продавали их- на Руси чай попить любили! Народные умельцы всегда стремились сделать свои изделия не только полезными, но и красивыми, радующими глаз. Они покрывали подносы специальным грунтом и лаком, затем расписывали их. Так и возник жостовский поднос, прославленный не только в России, но и во всём мире.
Сначала на подносах изображались чаепития, тройки, сельские пейзажи, но затем всё вытеснила цветочная роспись. И немудренно! Посмотрите на эти цветы! Кажется, что всё многоцветье родной земли отразилось в рисунках. Розы, пионы, лилии, васильки и незабудки, цветы роскошные и скромные, похожие на настоящие и в то же время сказочные! Глядя на них, поневоле дивишься буйству народной фантазии жостовских мастеров, красоте и силе их чувств, стремлению подняться над обыденностью будничной жизни простого человека.
Каждый букет прекрасно вписан в форму подноса. Цветы то рассыпаны по всему полю, то собраны в центре. Иногда художник показывает цветок крупным планом, будто через увеличительное стекло, и мы видим, как раскрываются его лепестки, лежит пыльца на пестиках и тычинках. Обычно цветы распологаются на чёрном фоне, и это придаёт их ярким краскам особое свечение, словно букет выплывает на нас из глубины, озаряя всё вокруг. Края жостовских подносов украшают искусные орнаменты, которым мастера дали ласковые названия: травки, ёлочки, рожочки, дождичек, ленты, ёлочки с метёлочкой.
Из поколения в поколение передают своё искусство жостовские умельцы. Тысячи подносов были расписаны мастерами за 200 лет существования этого промысла, но мы никогда не встретим двух одинаковых. Такова неистощимая фантазия художников.