Гондола - такой же символ Венеции, как самый древний из трёх мостов, переброшенных через Большой канал мост Rialto, символ города – крылатый лев или площадь San Marco. Гондола в Венеции - это воистину легендарное, уникальное произведение искусства. Само слово «гондола» можно перевести как «лодочка» , длина её строго 11 метров, а ширина 1 м 40 см, появилось это средство передвижения по воде в конце XIII века, но история не сохранила имя его изобретателя. Это тайна, которую никто не хочет разгадывать, и тут ничего нельзя поделать.
Известно, что для создания настоящей венецианской гондолы надо изготовить 280 деталей из 8 сортов древесины. В гондоле все продумано и символично. Гондола очень устойчива, поскольку дно её плоское. Это средство передвижения по воде ассиметрично – правая сторона её всегда выше, а левая ниже. Это сделано для того, чтобы компенсировать вес гребца. Его место и уключина всегда расположены справа позади пассажиров. Красивая уключина для весла (forcola), по правилам - ореховая, обеспечивает восемь его положений. На носу гондолы вес гондольера частично компенсируется 30-киллограммовым железным штандартом, который по-итальянски называется "ферро". Максимальное количество пассажиров – шесть помимо самого гондольера.
Форма противовеса-штандарта символична. Шесть зубьев символизируют шесть районов Венеции. Седьмая полоса, имеющая другое направление, символизирует остров Джудекка. Гондолы использовались как транспортное средство уже во время правления первого дожа в VII веке нашей эры. В то время они были разноцветными. Чёрными венецианские гондолы стали в 1562 году во время свирепой эпидемии чумы. Тогда именно на гондолах тела умерших перевозили по городу. Нарядность лодок выглядела вызывающе, и городские власти издали указ: перекрасить гондолы в черный, траурный цвет, как гробы. Так печальные события средних веков навсегда изменили лицо города
Существует и другая легенда о том, что к молодой жене пожилого дожа каждый день наведывался любовник на черной гондоле, чтобы скрыть свой позор дож велел перекрасить все гондолы в черный цвет. Вся история гондолы овеяна тайнами и приключениями венецианских вельмож, в том числе и венецианца Джакомо Казановы.
Сколько в Венеции гондол? Наверное, их количество совпадает с числом зарегистрированных гондольеров. Они подвергаются строгому экзамену и получают лицензию на свою работу. Гондольеры гребут одним веслом, великолепно знают фарватер и, естественно, сам город, являясь исключительно местными жителями. Своеобразные небольшие каналы омывают дома и дворцы города, но ширина их невелика и порой достигает 4 метров. Гондольеры скользят по ним, и гондолы легко проходят под многочисленными арками мостов, где невозможно проплыть катерам. Есть в старой Венеции узкие улочки, которые могут привести вас к «кампи» – большим площадям, в том числе и у воды, или же к «корти» – дворам из нескольких домов с единственным выходом к воде. Кстати, для стоянок этих лодочек в Венеции у причалов предусмотрены длинные шесты, вбитые в дно каналов.