IX
Высший разум
(243989)
15 лет назад
Самая загадочная - Грааль. На эту тему написаны множество книг и ведутся множество научных споров уже не один век! Что это - чаша с кровью Христа или нечто большее? В западноевропейских средневековых легендах это таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. Обычно считалось, что это чаша с кровью Иисуса Христа, которую собрал Иосиф Аримафейский, снявший с креста тело распятого Христа, то есть Грааль - мифологизированный прообраз средневековых реликвариев - драгоценных вместилищ для материализованной святыни, само благородство материала которых имело по ходячим представлениям целительную силу. Часто предполагалось, что эта чаша первоначально служила Христу и апостолам во время Тайной вечери, т. е. была потиром (чашей для причащения) первой литургии.
Всё это ставит Грааль в ряд евхаристических символов, почему легенды о нём часто переплетаются с рассказами о чудесных видениях, удостоверявших «реальность» пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христа. По другим, более редким версиям, Грааль - серебряное блюдо, иногда - с окровавленной головой, мотив, дошедший в валлийской передаче и связанный не только с христианским образом Иоанна Крестителя, но и с магической ролью отрубленной головы в кельтской мифологии (см. в ст. Бран) . От Грааль неотделимы ещё два предмета, образы которых иногда сливаются: чудодейственное копьё, некогда пронзившее тело распятого Христа, - питающее, разящее и целящее, и заветный меч царя Давида (библейской традиции) , уготованный рыцарю-девственнику. Некоторая неясность, что же такое Грааль - конструктивно необходимая черта этого образа: Грааль - это табуированная тайна, невидимая для недостойных, но и достойным являющаяся то так, то иначе, с той или иной мерой «прикровенности» .
Грааль обладает способностью чудесно насыщать своих избранников неземными яствами (что впервые обнаружилось во время заточения Иосифа Аримафейского) . Эта черта, играющая важную роль в легендах, сближает Грааль с мифологическими символами изобилия (рог Амалфеи в греческой мифологии, котёл в мифах и ритуалах кельтов и др.) , но также с христианской мистикой причащения как «хлеба ангелов» и манны небесной.
Путь Грааль из Палестины на запад легенда связывала с путём Иосифа Аримафейского, миссионерская деятельность которого неопределённо соотносилась с различными географическими районами и пунктами Западной Европы - от британского монастыря в Гластонбери, где показывали могилу короля Артура, чьё имя сплетено с легендами о Грааль, и где, по-видимому, сохранялись какие-то дохристианские воспоминания, до Пиренейского полуострова. Из мест, где хранится и является Грааль, фигурирует город Саррас, где Иосиф Аримафейский обратил в христианство местного короля, а также таинственный замок Корбеник или Карбоник. Так как Грааль и сопутствующее ему священное оружие терпят близ себя только непогрешимых в целомудрии, всякий недостойный, приблизившийся к святыне, бывает наказан раной и недугом, однако он может ожидать избавления всё от той же святыни.
Пользователь удален
Знаток
(280)
15 лет назад
Плащаница.
В 1978-1981 годах исследование провела американская группа, в которую вошли 30 ученых и инженеров, использовавших новейшую электронную аппаратуру. Вывод специалистов: ткань соприкасалась с открытым воздухом в Палестине, Турции, Европе. Еще ряд любопытных деталей. Облик и прическа человека на плащанице характерны для евреев начала эры: спадающие на плечи волосы, борода, усы. Кроме того, у него заплетена косичка на затылке, чего нет ни на одном известном средневековом изображении Христа. Тело человека на плащанице полностью обнажено. Это идет вразрез со средневековыми представлениями о приличии, в соответствии с которыми распятый Иисус изображался сначала в хитоне, а впоследствии в набедренной повязке.
Плащаница - это ткань, в которую, по преданию, ученики завернули Иисуса Христа, сняв его с креста, и которую нашли в пустой могиле после его чудесного воскрешения. Плащаница хранится в итальянском городе Турине в кафедральном соборе св. Джиованни Баттиста (Иоанна Крестителя) . Когда плащаница выставляется на обозрение, на ткани можно увидеть не только хорошо сохранившийся отпечаток человеческого тела и лица, но и кровавые пятна, соответствующие евангельским большим и малым ранам Христа. Такая возможность паломникам со всего света предоставляется совсем не часто: в нашем столетии плащаница извлекалась из хранилища всего четыре раза.